Борис Диодоров, народный художник России (1999).
Родился в 1934 в Москве. Окончил МГХИ в 1960. С 1958 работает в издательствах, с 1961 участвует в выставках. Член МОСХ (1969). Главный художник издательства «Детская литература» (с 1986). Заведующий кафедрой иллюстрации и эстампа МГУП (2003-2006), руководитель творческой мастерской «иллюстрация и эстамп» факультета графических искусств МГУП (2006-2013).
Признание к художнику пришло в 1979 после выхода повести-сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, к которой Диодоров выполнил серию цветных офортов с акватинтой и акварелью. За эти иллюстрации он был удостоен «Золотого яблока» BIB-81 и серебряной медали IBA 82 в Лейпциге.
Золотая медаль BIB-99 в Братиславе (1999), «Серебряная медаль», гран-при Г. Х. Андерсена, Дания (2001). В 2005 году был избран «Посланником Г.-Х. Андерсена» комитета «H.C. ANDERSEN» (Дания), президент Российского фонда Г.-Х. Андерсена.
Сотрудничает с издательствами США, Франции, Японии, Германии, России, Испании, Венгрии, Финляндии и др.
Кассиль, Л. Будьте готовы, Ваше высочество! : повесть / Л. Кассиль ; рис. Б. Диодорова и Г. Калиновского. — Москва: Детская литература, 1969. — 159 с.
О таких, как он, всегда говорят: «Он не мог не стать художником». Борис Аркадьевич Диодоров был рожден и вскормлен артистическим кругом старой Москвы: его отец, Аркадий Леонидович, был известным художником-оформителем, его одноклассники — учениками знаменитой Московской средней художественной школы (МСХШ), выпустившей десятки выдающихся художников, его друзьями — шестидесятники, в том числе Владимир Высоцкий и Марина Влади. Его поколение детьми видело войну, но вынесло из нее не воспоминания об ужасах и лишениях, а понимание ценности мирной жизни. Как никто послевоенные поколения умели беречь хрупкую красоту окружающего мира. Диодоров стал одним из ее вдохновенных певцов. Своим юным зрителям, будучи уже зрелым художником, он старается привить это тонкое чувство ускользающей красоты.
В молодости он был уверен, что будет заниматься исключительно живописью; за окончанием МСХШ логично последовало поступление в Суриковский институт. Тем не менее, как и многих других художников его поколения, творческий путь привел Диодорова в детскую книгу. Причем в ранние годы он часто выступал не только как иллюстратор, но и как оформитель книг. За «Маленькую железную дверь в стене» В.Катаева молодой художник был удостоен диплома второй степени на Всесоюзном конкурсе по художественному оформлению и графическому исполнению 1969-70.
Лагерлеф, С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями / С. Лагерлеф ; рис. Б. Диодорова. - Москва: Детская литература, 1979.
Одной из первых книг, где действительно начинает проявлять себя индивидуальный почерк художника стала «Волшебная шубейка» Ф.Мора, вышедшая в 1976 году. Работая над ней Диодоров начал осваивать в дальнейшем излюбленную свою технику — подкрашенный акварелью офорт с акватинтой. Возможно, это не лучшая его работа: цветовое решение еще пестровато, а композиции слегка перегружены деталями и декоративными элементами. Тем удивительнее то, что всего через три года Борис Диодоров создаст иллюстрации к «Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, за которые был награжден дипломом имени Ивана Федорова Всесоюзного конкурса «Искусство книги» (1980), «Золотым яблоком» на Биеннале в Братиславе (БИБ-81), серебряной медалью Международной выставки книжного искусства IBA в Лейпциге.
Книга сразу притягивает взгляд сильным композиционным решением обложки: вся она «занята» белым гусем, под крылом которого не сразу заметен маленький, съёжившийся мальчик. Название книги вписано в рисунок перьев. Для шведской писательницы история похождения Нильса стали хорошим поводом рассказать о красотах родной земли. Оформление книги построено на трёх графических техниках: лаконичном черно-белом силуэтном рисунке, монохромном офорте и, наконец, цветном офорте. Офорты Диодорова передают всю ширь земель, над которыми пролетают дикие гуси: ни одна яркая деталь не отвлекает взгляд.
Иллюстрация воспринимается им (как и Бенуа, и Добужинским, и Билибиным) как остановка в движении, как сцена, как нечто явленное зрителю — поражающее, многозначительное, чарующее, удерживающее.
Исследователи творчества Диодорова: Помимо необычайной поэтики пейзажей цветные иллюстрации также отличаются изысканными декоративными решениями: части композиции — плывущие облака, взлетающие гуси — ритмично чередуются, моря и леса превращаются в стилизованные орнаментальные узоры, цвета гармонично сочетаются и дополняют друг друга. Цветовое решение отличается сдержанностью, тяготением к монохромности, что как нельзя лучше передаёт суровую красоту скандинавской природы.
Диодоров не упустил ни слова, ни интонации, ни намека из повествования Лагерлёф. При подготовке книги художник вместе с печатником практически «вручную» делали «Нильса», подбирали, под свою ответственность цветовые оттенки подчас вразрез с ГОСТами для детских книг. Эта кропотливая работа дала свои результаты: «Приключения Нильса» была по достоинству оценена современниками. Но еще более важно то, что она стала смысловым и стилистическим связующим звеном между советской школой иллюстрации и художественными начинаниями мирискусников и близкого к ним И. Билибина.
Исследователи творчества Диодорова отмечают: «Иллюстрация воспринимается им (как и Бенуа, и Добужинским, и Билибиным) как остановка в движении, как сцена, как нечто явленное зрителю — поражающее, многозначительное, чарующее, удерживающее». К наследию не только русского, но и мирового искусства он обращается и в иллюстрациях к «Народным рассказам» Л.Толстого.
Х. К. Андерсен. Снежная королева.
В 1980-е годы стиль Диодорова становится всё более утонченным, его работы подчеркнуто красивы, изящны, тщательно исполнены. Их художественный язык становится всё более и более символичным, но при этом по-прежнему понятным и неискушенному зрителю. «Точность вкуса, чувство меры», «умение сочетать движение и покой».
В 1981 году сначала в Австрии, а затем во Франции издаются первые иллюстрации Диодорова к «Снежной королеве» Андерсена. Персонажи, пейзажи, мельчайшие детали словно закручиваются в один снежный вихрь и ложатся на страницы, образуя чудесные узоры, неповторимые, разные от разворота к развороту.
Главные герои истории Андерсена, нарисованной Диодоровым — это не мальчик и девочка, а окружающая их природа: деревья, травы, цветы, животные и птицы. Мир природы художнику намного интереснее мира людей. Поэтому, возможно, и звери у него получаются такими запоминающимися — как, например в книге про лисье семейство «Тутта Карлсон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» Я.Экхольма.
Диодоров удивительно точно умеет схватывать звериные повадки, создавать невероятно обаятельных персонажей-зверей. При этом животные не лишены антропоморфных черт, а иногда и вовсе похожи на симпатичные плюшевые игрушки.
Самой известной плюшевой игрушкой, конечно же, всегда был медведь, живущий на Пуховой опушке. В конце 1980-х Диодоров, уже зрелый мастер снова обращается к книге А.Милна, на этот раз самостоятельно. Новый «Винни-Пух и все-все-все» совершенно не похож на книгу, сделанную в соавторстве с Г.Калиновским: Диодоров работает в собственном узнаваемом стиле, да и стиль этот за годы не мог не претерпеть заметных изменений.
Борис Диодоров: Когда работал над Винни-Пухом, то делал это для внучки, ей было четыре года. По этой книге она и читать потом научилась. А рисовал я в «Винне-Пухе» свое детство.
Книга сразу была высоко оценена специалистами: на всесоюзном конкурсе «Искусство книги» в 1986 году художник за нее был награжден дипломом Ивана Федорова. Да и как было не оценить поистине титанический труд, проделанный иллюстратором: обилие и тщательность исполнения декоративных элементов поражает.
Х. К. Андерсен. Дюймовочка
А. А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.
Титул, шмуцтитул, названия глав, концовки, небольшие и полосные иллюстрации, рукописные отрывки текста со стихами Винни-Пуха — в какой-то момент им теряется счет. Все вместе они передают необыкновенную «плотность» действия, изобилие происходящих в волшебном лесу событий. Диодоров не боится и не ленится изображать подряд несколько этапов одного и того же действия — например, Кенга моет Пятачка, Винни-Пух и Пятачок идут по следу Слонопотама, — что рождает почти мультипликационный эффект и в нужных местах придаёт книге дополнительную динамичность. Книга становится пространством оживленной игры, хорошо знакомым с детства. Борис Аркадьевич вспоминает: «Когда работал над Винни-Пухом, то делал это для внучки, ей было четыре года. По этой книге она и читать потом научилась. А рисовал я в „Винне-Пухе“ свое детство: Григорчиково, шалаши, лес, игры наши…» Поэтичность, камерность и неуклонное следование отточенному вкусу роднит иллюстрации Диодорова к Милну с уже ставшими классикой рисунками британского художника Э.Шепарда.
Борис Аркадьевич работает и по сей день, всё так же интересуясь авторской сказкой и исторической темой. В 1992 году вышел его нарядный и яркий «Аленький цветочек» С. Аксакова. Как и в предыдущих книгах, Диодоров стремится быть предельно точным в исторических деталях: не столько ради педантизма, сколько ради воссоздания дыхания эпохи, неуловимой прелести русской старины. Не забывает он и об Андерсене: после «Снежной королевы» он обратился и к другим сказкам великого датчанина. В «Русалочке» ощущение полета, легкости так свойственное работам Диодорова, почти пропадает среди переливов холодных тонов и манерностью образов. Зато в «Дюймовочке» мастер снова демонстрирует выверенный годами опыта вкус. Эстетизм, изящество, чувство меры в рисунках к этой книге напоминают о преемственности в его творчестве, о неразрывной связи художника с традициями иллюстрации русского Серебряного века, с идеалами красоты в понимании «Мира искусства». Красоты, которую он, во что бы то ни стало, хочет сохранить для своих юных читателей.Источник
Борис Аркадьевич Диодоров, иллюстрация для книги "Винни-пух и все-все-все" Алана Милна
Борис Аркадьевич Диодоров превосходно владеет художественными техниками офорта (разновидность гравюры на металле) и акварели. Иллюстрирует книги с 1958 года. Более 300 разных книг издано с работами Бориса Аркадьевича, среди них произведения X. К. Андерсена, С. Лагерлёф, С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и др.
Борис Аркадьевич Диодоров, иллюстрация для книги "Винни-пух и все-все-все" Алана Милна
Борис Диодоров родился в Москве в семье художника. Рисовать начал еще в детстве, вдохновившись увиденными в книгах иллюстрациями.
Борис Аркадьевич Диодоров, иллюстрация для книги "Снежная королева" X. К. Андерсена
Мастерству рисования обучился в Московской художественной школе, а затем в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.
Работы Бориса Диодорова выставлены в Государственной Третьяковской галерее, музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Словацкой национальной галерее (Братислава) и других государственных и частных собраниях в России и за рубежом.
Борис Аркадьевич Диодоров, иллюстрация для книги "Русалочка" X. К. Андерсена
Борис Аркадьевич Диодоров, иллюстрация для книги "Русалочка" X. К. Андерсена
Борис Аркадьевич Диодоров, иллюстрация для книги "Винни-пух и все-все-все" Алана Милна
Борис Аркадьевич Диодоров, иллюстрация для книги "Винни-пух и все-все-все" Алана Милна
Борис Аркадьевич Диодоров, иллюстрация для книги "Винни-пух и все-все-все" Алана Милна
Борис Аркадьевич Диодоров, иллюстрация для книги "Тутта Карлсон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие" Яна Экхольма. Источник
Книги, иллюстрированные Б. А. Диодоровым.
Аленький цветочек : русская народная сказка / в пересказе С. Т. Аксакова ; рисунки Бориса Диодорова. – Москва : РИПОЛ классик : Комсомольская правда, 2012. – 39, [5] c. : цв. ил. – (Золотая коллекция для детей : Т. 1).
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Аленький цветочек. Иллюстрации Диодорова Б.А.
Автор знаменитого «Аленького цветочка», Сергей Тимофеевич Аксаков – один из выдающихся русских писателей XIX в., чьи произведения входят в золотой фонд мировой литературы.
Сказка «Аленький цветочек» – это литературное изложение Аксакова истории о Красавице и Чудовище. Она учит тому, что нужно отвечать добром на добро. Главная мысль сказки «Аленький цветочек» состоит в том, что настоящая, искренняя любовь может совершать чудеса, делая людей прекраснее. Прежде чем совершить какое-либо действие, необходимо обращать внимание на душу и характер человека, а не на его внешние данные.
В 1992 году вышло нарядное и яркое издание книги «Аленький цветочек» с иллюстрациями Бориса Диодорова.
Эстетизм, изящество, чувство меры в рисунках Диодорова к этой книге напоминают о преемственности в его творчестве, о неразрывной связи художника с традициями иллюстрации русского Серебряного века, с идеалами красоты – той, которую он, во что бы то ни стало, хочет сохранить для своих юных читателей.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Аленький цветочек. Иллюстрации Диодорова Б.А.
Андерсен, Ханс Кристиан. Сказки / Ханс Кристиан Андерсен ; перевод с датского А. В. и П. Г. Ганзен ; художник Борис Диодоров. – Москва : Московские учебники, 2010. –134, [1] с. : цв. ил., портр.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Андерсен, Ханс Кристиан. Сказки. Иллюстрации Диодорова Б.А.
В сборник «Сказки» вошли три самых знаменитых сказки Ханса Кристиана Андерсена – «Дюймовочка», «Русалочка» и «Снежная королева». Эти же сказки были изданы и отдельно. Продуманы сочетания полосных иллюстраций с более мелким шрифтом набора. Всё прочитывается в красивых картинках – будь это стояние Герды, как в молитве перед розовым кустом, или взлет Русалочки, ставшей воздушной девой из морских волн в небеса, или полёт ласточки с Дюймовочкой над земными красотами.
Со сказками Андерсена Борис Диодоров познакомился ещё до войны. Легендарного сказочника он всегда считал русским писателем. Во всяком случае, известно, что к русской культуре великий датчанин всегда был неравнодушен. «Андерсен любил Пушкина и много лет мечтал приобрести его автограф, – рассказывал Борис Аркадьевич. – Однажды ему это удалось, и до конца жизни он не расставался с листочками бумаги, где Пушкин написал стихотворение «Пробужденье» и отрывок из элегии «Мечты, мечты! Где ваша сладость?». Теперь бесценные автографы хранятся в Королевской библиотеке в Копенгагене».
Диодоров вспоминал, что каждую сказку Андерсена он иллюстрировал по пять лет. «Я книгу делаю годами. Я страдаю. Когда работал над макетом к «Русалочке» и дошёл до момента, где Русалочка, отказавшись убивать принца, обрекает себя на гибель, – незаметно для себя горько плакал. В переводе Ганзенов, – далее говорит Борис Аркадьевич, – в этот эпизод была заложена энергетика верующих людей, поверивших в эту ситуацию. Я уверен, что главное, когда иллюстрируешь Андерсена – это вера в жизнь вечную. Иначе некоторые сказки Андерсена могут показаться страшными. Его ещё современники упрекали в том, что добро порой проигрывает в его сказках. На что он отвечал: «Добро побеждает в вечности». Для меня очень важно, что Андерсен был глубоко верующим человеком».
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Андерсен, Ханс Кристиан. Сказки. Иллюстрации Диодорова Б.А.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Андерсен, Ханс Кристиан. Сказки. Иллюстрации Диодорова Б.А.
Вангели, Спиридон Степанович. Чубо из села Туртурика / Спиридон Вангели ; пересказал с молдавского Юрий Коваль; художник Борис Диодоров. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 108, [3] с. : цв. ил.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Вангели, Спиридон Степанович. Чубо из села Туртурика. Иллюстрации Диодорова Б.А.
Эту книгу сделали три замечательных автора: переводчик – Юрий Коваль, художник – Борис Диодоров, и автор – Спиридон Вангели.
Живо написанная, наполненная мягким юмором и детской искренностью, повесть любима всеми читателями, независимо от их возраста.
«Писать для детей очень трудно. Нужно подняться до высоты детской гениальности. У детского писателя нет права на ошибку», – так говорит о своем творчестве Спиридон Вангели.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям». Вангели, Спиридон Степанович.
Чубо из села Туртурика. Иллюстрации Диодорова Б.А.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям». Вангели, Спиридон Степанович.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям». Вангели, Спиридон Степанович.
Чубо из села Туртурика. Иллюстрации Диодорова Б.А. (фото книги из фонда библиотеки)
Дюричкова, Мария. Данка и Янка в сказке / М. Дюричкова ; пересказ со словацкого Галины Лукиной; художник Б. Диодоров. – Москва : Мелик-Пашаев, 2015. – 48 с. : цв. ил.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Дюричкова, Мария. Данка и Янка в сказке. Иллюстрации Диодорова Б.А.
В книге словацкой сказочницы Марии Дюричковой (1919-2004) собраны девять историй о волшебных приключениях двух сестрёнок-близнецов Данки и Янки, и их друзей: медведя Деметра, Человечка из будильника, воробья Доминика, Улитки и других.
Оказывается, если в скучный дождливый день нарисовать от нечего делать Бабу-ягу, она внезапно оживает и начинает дразниться и безобразничать. Непросто вернуть её на лист бумаги, но Данка и Янка справились с этой задачей. Они много чего могут сделать: например, дочиста убирают домик Улитки, в котором тарелочки – как капли росы. Или проведывают медведя Деметра, чтобы напомнить ему, что в середине зимы он должен обязательно перевернуться на другой бок.
Иногда с героями происходят диковинные чудеса: например, у Данки вдруг вырастает слоновий хобот, от которого непросто избавиться. А ещё у них есть волшебная шляпка от гриба – стоит кому-нибудь положить её себе на голову, как он тут же исчезнет. Летающий мальчик, волшебная кастрюлька, воробей-непоседа, человечек из будильника – все персонажи и предметы, окружающие девочек, настолько необычны, что чтение книги превращается в незабываемое сказочное приключение.
Художник Борис Диодоров сделал текст книги ещё более увлекательным: он нарисовал таких симпатичных сообразительных любопытных девчонок и их разнообразных друзей, что сказки хочется читать и перечитывать, а рисунки – рассматривать снова и снова.
Рекомендуется для чтения взрослыми детям дошкольного возраста, а также для самостоятельного чтения.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям». Дюричкова, Мария. Данка и Янка в сказке. Иллюстрации Диодорова Б.А. (фото книги из фонда библиотеки)
Кончаловская, Наталья Петровна. Дело в шляпе / Наталья Кончаловская ; рисунки Бориса Диодорова. – Москва : Мелик-Пашаев, 2015. – 32 с. : цв. ил.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям». Кончаловская, Наталья Петровна. Дело в шляпе. Иллюстрации Диодорова Б.А. (фото книги из фонда библиотеки)
Кончаловская Наталья Петровна (1903-1988) – русская советская детская писательница, поэтесса, переводчица.
Эту познавательную книгу о головных уборах не назовёшь обычной. Она построена в виде увлекательной, теплой и дружеской беседы писательницы и художника. И эта увлеченность передаётся читателю с первых же страниц, ведь разговаривают интереснейшие люди... В этой необычной книжке Наталья Кончаловская и Борис Диодоров – не только авторы, но и главные герои. Они проводят настоящее историческое расследование – как появились головные уборы, как они выглядели в разные времена и кому принадлежали.
Каких только шапок, шляп, колпаков и т.д. не изображено на страницах книги! Здесь и головные уборы книжных героев – Робинзона, Гулливера, Красной Шапочки; и оставшиеся в прошлом боливары и цилиндры; и военные фуражки, кепки и бескозырки.
А ещё в книге собраны, объяснены и проиллюстрированы меткие русские пословицы про шапки: «По Сеньке и шапка», «На воре шапка горит», «Шапку в охапку и бегом», «Дело в шляпе». Чего тут только нет! Шляпки с перьями, бантами, цветами и фруктами! Треуголка, цилиндр и боливар, шапокляк, шляпа пасечника, туркменская папаха, шлемы для богатырей и космонавтов, и даже волшебная шапка – невидимка. Многие шапки описаны в стихах, а рисунки – это отдельные сокровища. Здесь есть множество интересных фактов, которые будут любопытны не только ребенку, но и взрослому. Конечно, все многообразие головных уборов в книжке не уместилось, но рисунки Бориса Диодорова настолько разнообразны и красочны, что у детей наверняка появится желание самим нарисовать то, что не попало на страницы. Книга будет интересна старшим дошкольникам и младшим школьникам.
Милн Алан Александр. Вини–Пух и все, все, все / пересказал Б. Заходер ; рисунки Б. Диодорова. – Москва : Детская литература, 1986. – 239 с. : ил.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Милн Алан Александр. Вини–Пух и все, все, все. Иллюстрации Диодорова Б.А.
Милн Алан Александр (1882-1956) – английский писатель, наиболее известный как автор сказочных повестей о «медведе с опилками в голове» – Винни-Пухе.
Начало художественного пути Бориса Диодорова было ознаменовано дружбой и сотрудничеством с иллюстратором Геннадием Калиновским. Самой успешной совместно проиллюстрированной книгой стал «Вини – Пух и все-все-все» (1965г.). В этой работе сложно различить, где заканчивается один художник и начинается другой: оба они тогда ещё только начинали формировать свой собственный стиль. Диодоров вспоминает, что обычно делал макет, предоставляя товарищу заниматься рисунком.
Самой известной плюшевой игрушкой, конечно же, всегда был медведь, живущий на Пуховой опушке. В конце 1980-х годов Диодоров, уже зрелый мастер, снова обращается к книге А. Милна, на этот раз самостоятельно. Новый «Вини – Пух и все-все-все» совершенно не похож на книгу, сделанную в соавторстве с Г. Калиновским. Здесь художник рисовал своё детство: шалаши, лес, детские игры
Б. Диодоров продолжает работать в собственном узнаваемом стиле, да и стиль этот за годы не мог не претерпеть заметных изменений. Книга сразу была высоко оценена специалистами: на всесоюзном конкурсе «Искусство книги» в 1986 году художник за неё получил диплом Ивана Фёдорова. А в 1990-м за того же «Вини – Пуха» Всемирный совет детской книги включил его в список 100 лучших художников мира.
Мора, Ференц. Волшебная шубейка : сказочная повесть . / Ференц Мора ; перевод с венгерского Геннадия Лейбутина ; художник Борис Диодоров. – Москва : Мелик-Пашаев, 2015. – 189, [2] с.: цв. ил.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям». Мора, Ференц. Волшебная шубейка. Иллюстрации Диодорова Б.А. (фото книги из фонда библиотеки)
Сказочную повесть «Волшебная шубейка» написал венгерский писатель-классик Ференц Мора (1879-1934). Книга впервые увидела свет более ста лет назад, с тех пор неоднократно издавалась в Венгрии и других странах, но дети до сих пор с удовольствием её читают.
В повести описаны события, происходившие в конце XIX в. Герой книги, мальчик Гергё, живёт в бедной семье скорняка. Несмотря на голод, нищету и лишения, он удивительно простодушен, доверчив и мечтателен. Гергё верит, что ветер можно увидеть, что из его шубейки вот-вот появится фея, что под землей роют норы вовсе не кроты, а гномы – искатели сокровищ…
Это история про «маленького оборвыша», которого мать после смерти отца не может прокормить, и он вынужден жить отдельно. Близкие люди вокруг него умирают по разным причинам: сестренка, отец, школьный друг…. Именно такую правду и рассказывает автор «Волшебной шубейки». Но рассказывает так, что всё происходящее оказывается не просто переносимым, оно оказывается наполненным высшим смыслом. Герой-мальчик поначалу мыслит исключительно образами сказки и объясняет происходящее с её помощью. И борется с тяготами реальной жизни тоже при помощи сказки.
И эта его способность – всё обращать в сказку – оказывается способом привлечь к себе внимание судьбы, её расположение. В последних словах книги – главная мудрость, которую приобрел герой во время своих приключений, на пути из сказки во взрослость: «Жить – это любить людей».
Исторически достоверный текст дополнен столь же исторически достоверными иллюстрациями Бориса Диодорова. Они хороши не только изображением быта и костюмов, но, в первую очередь, удивительно точными психологическими портретами мальчика и других героев повести.
Чудесное приключение Нильса с дикими гусями . сказочная повесть / Сельма Лагерлёф ; в свободном пересказе З. Задунайской и А. Любарской ; художник Б. Диодоров. – Москва : Детская литература, 1979. – 268, [2] с.: цв. ил.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Чудесное приключение Нильса с дикими гусями. Иллюстрации Диодорова Б.А.
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» – сказочная повесть, написанная шведской писательницей Сельмой Лагерлёф (1858-1940). Изначально книга являлась увлекательным пособием по географии Швеции в литературной форме для учеников первого класса, девятилетних детей. В Швеции с 1868 года уже существовала «Государственная книга для чтения», но, как новаторская для своего времени, к концу XIX века она потеряла актуальность. В произведении автор сознательно представляет читателю вымышленный маршрут путешествия главного героя, что представляет географию Швеции более доступной для детей.
Иллюстрированная Борисом Диодоровым, книга сразу притягивает взгляд сильным композиционным решением обложки: вся она «занята» белым гусем, под крылом которого не сразу заметен маленький, съёжившийся мальчик. Название книги вписано в рисунок перьев. Для писательницы история похождения Нильса стала хорошим поводом рассказать о красотах родной земли. Оформление книги построено на трёх графических техниках: лаконичном черно-белом силуэтном рисунке, монохромном офорте и, наконец, цветном офорте. Офорты Диодорова передают всю ширь земель, над которыми пролетают дикие гуси: ни одна яркая деталь не отвлекает взгляд.
За иллюстрацию книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Б. Диодоров был награжден дипломом имени Ивана Федорова Всесоюзного конкурса «Искусство книги» (1980), «Золотым яблоком» на биеннале в Братиславе (БИБ-81), серебряной медалью Международной выставки книжного искусства IBA в Лейпциге.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Чудесное приключение Нильса с дикими гусями. Иллюстрации Диодорова Б.А.
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Книжная коллекция «Мастера иллюстрации – детям».
Чудесное приключение Нильса с дикими гусями. Иллюстрации Диодорова Б.А.
Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора Б. Диодорова способствует развитию у них интереса к книге, воспитывает бережное отношение к ней, как к произведению искусства. Стимулирует желание детей рисовать, даёт возможность понять содержание детской книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут... Встреча с иллюстрациями Б. Диодорова приносит радость общения, способствует эмоциональному развитию детей. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий