Памяти Еремея Парнова
Популярный писатель и публицист Еремей Иудович Парнов (1935-2009) родился 20 октября 1935 года в Харькове. Окончил Московский торфяной институт, был профессиональным журналистом и ученым-химиком. В 1967 году стал членом Союза писателей СССР. Из-под его пера вышли книги различных жанров: научная фантастика и детективы, исторические исследования и эзотерика.
С 1960-х годов Е. Парнов пробует свои силы в фантастике. В соавторстве с Михаилом Тихоновичем Емцевым были выпущены следующие произведения: «Секрет бессмертия»; сборники рассказов «Уравнение с Бледного Нептуна» (дебютный сборник Емцева и Парнова), «Падение сверхновой», «Последнее путешествие полковника Фосетта» (приключенческая фантастика о Латинской Америке), «Три кварка», «Ярмарка теней». В сборник «Зеленая креветка» вошли рассказы: «Приговорен к наслаждению», «Зеленая креветка», «Орфей и Эвридика», «Идеальный ариец», «Желтые очи», «Доатомное состояние», «Конгамато» и повесть «Бунт тридцати триллионов». Совместные романы: «Море Дирака», «Клочья тьмы на игле времени».
Некоторые из произведений Парнова и Емцева адресованы детям и подросткам. Так, в серии «На суше. В море. В воздухе» вышла книга «Впереди великий штурм природы». В доступной форме она отвечает детям на популярные вопросы: почему тепло на Земле распределено неравномерно? От чего зависит климат и как взаимосвязаны океанические и воздушные течения? Почему когда-то в Арктике шумели рощи хлебного дерева и цвели магнолии, а на юге Индии царил холод? Можно ли изменить климат Земли, использовать айсберги для орошения пустынь и вулканы для борьбы со льдами? Великий штурм - это наступление человека на несправедливости природы. Ученые и инженеры выдвинули технически обоснованные проекты изменения климата отдельных районов нашей планеты. Например, отепление Арктики и создание пресноводных морей в сердце Африки, осушение Средиземного моря и поворот течения Куросио, плотины на Черном море, соединение великих рек Южной Америки, и многие другие проекты.
Книга «Приключения Полынова» была написана Парновым в соавторстве с Дмитрием Александровичем Биленкиным. Ответственность за будущее - ведущая тема книги, главный герой которой - Полынов - в космосе и на Земле оказывается в центре событий, от которых зависит судьба мира. Он ведет трудный бой против мракобесов, пытающихся повернуть историю вспять. Книга состоит из повестей и отдельных рассказов. Повесть «Космический бог» в 1968 году вошла в состав советской «Библиотеки всемирной фантастики».
К 1970 году Е. Парнов стал независимым автором и открыл для себя новые жанры. Стали выходить его книги на историческую, приключенческую и детективную тематику. Многим читателям запомнилась детективная трилогия «Альбигойские таинства» об инспекторе Люсине, в которую вошли книги «Ларец Марии Медичи»; «Третий глаз Шивы»; «Александрийская гемма» (до этого роман выходил под названием «Мальтийский жезл»). Работник уголовного розыска Люсин вместе со своим верным Ватсоном – историком Березовским расследуют преступления, корни которых затерялись в глубинах времени.
«Ларец Марии Медичи» открывает трилогию. Этот детектив с элементами мистики рассказывает о жизни молодых советских людей 1970-х гг., которые, возможно, никогда бы не встретились, но волею судьбы оказались связаны древней тайной. Чудесная реликвия, ларец Марии Медичи, силою обстоятельств попадает в тесную комнату в маленьком московском переулке. Так начинается цепь удивительных происшествий, одним из звеньев которого является исчезновение иностранного туриста. В 1980 году на экраны нашей страны вышел одноименный фильм по роману Парнова «Ларец Марии Медичи».
Вторая книга трилогии - «Третий глаз Шивы» - посвящена работе советских криминалистов, которые на основе последних достижений современной науки прослеживают и разгадывают удивительную историю знаменитого индийского бриллианта, расшифровывают некогда таинственные свойства этого камня, получившего название «Третий глаз Шивы».
В центре сюжета третьей книги - история исчезновения ученого-химика, связанная с альбигойскими сокровищами. При таинственных обстоятельствах со своей дачи исчезает профессор-химик Солитов. Сотрудники прокуратуры и уголовного розыска ведут расследование, в ходе которого они сталкиваются с людьми честными, искренними, убежденными и с теми, кто считают себя выше общечеловеческой морали, не останавливается ни перед чем для достижения своих целей. Корни преступления ведут в далекое прошлое. Вместе с героями романа читатели побывают при дворе императора Рудольфа II, последуют за Наполеоном в Египет и на Мальту, скажутся в Петербурге начала XIX века.
Несколько публицистических книг Парнова посвящены истории фантастики и науки – «Фантастика в век НТР» и «Зеркало Урании». «Фантастика в век НТР» представляет собой серию очерков о мировой научно-фантастической литературе. Основное внимание автор уделяет проблеме прямой связи этого вида литературы с научно-техническим прогрессом, с творческими поисками ученых. Писатель раскрывает постулаты фантастики, рассказывает о робоэволюции Чапека и дает перспективы на будущее. Та же тема затронута и в книге «Зеркало Урании». Книга рассказывает об истоках и перспективах наиболее ярких достижений научно-технической революции, о том, как идеи фантастики пролагают дорогу науке и как наука формирует волшебный мир, которым управляет царица звезд, повелительница астрономов - Урания. Книга «На перекрестке бесконечностей» рассказывает о той битве идей, в которой создавалась современная физическая картина мира. Могут ли быть скорости больше световой? Конечна или бесконечна Вселенная? Обратимо ли время? И что лежит в основе той реальности, которую мы воспринимаем как пространство, время или вещество. Также книга рассказывает о путях познания, о том, как человек постигал тайны и бесконечно большого, и бесконечно малого, но единого в своей основе мира.
В серии «Тайны истории в романах, повестях и документах» вышли несколько книг писателя. Исторический детектив «Заговор против маршалов» посвящен трагическим событиям, происходившим в Германии и СССР в 30-е годы XX века. Многие видные политические фигуры отразились на страницах этого произведения. Е. Парнов рассказывает о «военно-фашистском» заговоре в РККА, о процессе над выдающимися военачальниками, уничтоженными по указанию Сталина. Перед началом Великой Отечественной войны нацистские службы безопасности участвовали в процессе политической дискредитации М. Н. Тухачевского и других советских маршалов и командиров, ставших в скором времени жертвами репрессий. В романе использованы многочисленные, подчас неизвестные широкой общественности документы. В сборник «Лира и плаха» вошли историко-биографические повести «Под ливнем багряным» и «Витязь чести», в которых рассказывается о личностях, ставших легендарными: о вожде восставшего в XIV веке английского народа Уоте Тайлере и о Шандоре Петефи - поэте и солдате венгерской революции 1848 года.
В серии «Тайны истории» вышли книги: «Тайные письмена богов. От древних мистерий до современности» и «Путешествие в Атлантиду. По следам золотой легенды». В первой из них Е. Парнов исследует письменные свидетельства тайн и загадок древности. Во второй – знаменитую легенду об Атлантиде, острове атлантов, создавших могущественное государство, погрузившееся в океанские глубины в результате природной катастрофы.
Книга «Рок и ужас» - это «дань юности, Эдгару По, благодарность за то, что было, за трудную и интересную жизнь», - говорил Еремей Парнов. Все рассказы сборника заставляют задуматься о жизни, в которой находится место и року, и ужасу. Автор приглашает читателей в увлекательное путешествие по загадочным местам земного шара. Перемещаясь во времени, он рассказывает удивительные истории, полные мистики, тайн и, конечно же, реальных фактов.
Книга «Эрос и Танатос» посвящена исследованию любви и смерти. Тени поразительных личностей выходят на свет рампы в повествовании Парнова: Шекспир и Байрон, Моцарт и Чайковский, Фрейд и Ницше, Казанова и маркиз де Сад, Распутин и Брюсов, Ленин и Сталин. В наших знаниях о жизни этих людей причудливо переплелись свидетельства документальных источников и мифы, оценки современников и исторические факты.
Е. Парнов очень любил путешествовать, он посетил Южную и Центральную Азию, труднодоступные места Гималаев и Тибета. «Боги лотоса» - одна из популярнейших книг писателя. О Востоке он пишет увлекательно, в форме путевых заметок повествует о вековых обычаях, древнейших культах загадочного для многих мира, срывает окутывавший его мистический покров, показывает земные истоки мистических представлений.
Книга «Кольца Змея» посвящена поклонению предвечному змею вселенной. В разных верованиях он имеет следующие имена: Урей, Кетцалькоатль, Нингишзида, Дракон, Ананда, Тифон, Змей Лаокоона, Медный Змий, Кекропс, Абраксакс, Уроборос, Наг. Почему змей является хтоническим божеством? Как развивалась вера в него? В этой книге отразились легенды и мифы разных стран и народов, связанные с рассказом о древнейших памятниках культуры.
«Властители и Маги» - исторический роман, основанный на богатейшем материале. Е. Парнов в увлекательной форме рассказывает о загадочной триаде, существовавшей во все времена: «властитель – маг – охранник». Действие разворачивается и во дворце фараона, и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в средневековой Европе. Не обойдены вниманием и российские цари и правители, а главное, те, кто всегда стоял ближе всего к «сильным мира сего»: будь то оракул, чародей, маг или астролог.
«Трон Люцифера» - это книга очерков о мистицизме и о том, как он повлиял на развитие современной западной цивилизации. Магия и различные оккультные учения во все века используются политическими и реакционными силами в борьбе против разума и прогресса. О том, как возрожденные химеры прошлого контролируют сознание современных людей, и рассказывает эта книга.
С книгой «Дороги к храму» читатель совершит увлекательное путешествие по главным центрам древних цивилизаций, где в течение тысячелетий готовилась величайшая духовная революция. Известно, что Человек - существо верующее. Еще на первых стадиях развития он населил свой умопостигаемый мир множеством злых и добрых богов. С появлением городов в этом хаотическом пантеоне установилась определенная иерархия. Именно там, где впервые утвердилась власть царя, родилась идея Верховного Бога, но долог и кровав был путь от древнего язычества к единобожию.
В книге «Проснись в Фамагусте» Еремей Парнов рассказывает о настоящем и прошлом далеких, еще недавно малоизученных и даже загадочных стран, многие из которых стали доступны большому миру лишь несколько десятков лет назад. Автор ведет своего читателя в труднодоступные уголки - от затерянных гималайских долин до коралловых островов южных морей.
«Звездные знаки» - это сборник очерков Е. Парнова, написанный им после его поездок в Индию, Непал и другие страны Южной и Юго-Восточной Азии. Эта книга о традициях и современности, о тысячелетней истории и знаменательных переменах, которые привнес в жизнь этих стран XX век - век социальных и научно-технических революций.
Книга «Драконы грома» содержит повести, рассказы, очерки, объединенные общей темой - их действие протекает на бескрайних просторах азиатского материка: от джунглей Индокитая до заоблачных гималайских снегов. В книгу вошли серии рассказов: «Путь Далай-Ламы», «Истоки легенд», «Тропы Востока», «Атлас Гурагона».
Повесть «Посевы бури» посвящена латышскому поэту и революционеру Яну Райнису. Народный поэт Латвии, он оказал огромное влияние на формирование национального самосознания народа. Занимаясь общественной работой и творческой деятельностью, мечтал о справедливом обществе для всех. Один из авторов конституции Латвии.
Историческая повесть «Звезда в тумане» рассказывает о внуке Тимура Мухаммед-Тарагай, прозванным Улугбеком. Он сорок лет правил Самаркандом, заботился о процветании города, но в мировую историю вошел как великий астроном и математик. Почти на два века он опередил европейскую науку. Его звездный атлас «Зидж Гурагони» в свое время был самым точным и не знал себе равных. Даже знаменитый ученый Тихо Браге пользовался таблицами Улугбека.
Еремей Парнов был лауреатом премий Всесоюзного общества «Знание», «За творчество в области научной фантастики социалистических стран» и «Золотые крылья фантазии»; лауреат премии Еврокона (ежегодный конгресс Европейского общества научной фантастики). А благодаря своим детективным романам писатель был также лауреатом премии МВД СССР.
За книгу «Круг чудес и превращений», посвященную Уильяму Шекспиру, писатель получил благодарность от самой королевы Англии! В центре повествования - загадка Уильяма Шекспира. Кем же был на самом деле этот талантливый артист, драматург и «король поэтов»? Шекспировский театр «Глобус» представлял собой целый мир - с королями-современниками, поэтами, философами, астрологами. В нем было также место войнам и казням, колдовству и кострам, великим географическим открытиям, пиратству, заговорам и интригам. Тайна любви Шекспира, зашифрованная в его сонетах, приключения и смерть воина и конкистадора Рэли, заговор лорда Эссекса и магические опыты короля Джеймса - все это придает сюжету притягательную остроту.
Среди последних произведений Е. Парнова – «Бог паутины» и «Наступит ли будущее?». Роман «Бог паутины» посвящен проблеме, возникшей в конце XX века: человек и глобальная информационная сеть. Динамичный сюжет, хитроумная интрига, преступления и их расследование - все это не оставит равнодушным читателя. Однако на этот раз автор привнес в традиционный детектив нечто новое – виртуальную реальность, которая так похожа на реальный мир.
«Наступит ли будущее?» - книга о тайнах на пороге третьего тысячелетия. Увлекательное исследование Е. Парнова затрагивает великие пророчества от древности до наших дней. Читатели встретятся с провозвестниками вероучений, библейскими пророками, таинственными провидцами от Нострадамуса до лам Тибета, а также различными прорицателями, жрецами, магами, оракулами, пифиями, сивиллами и астрологами.
Еремей Парнов был одним из первых отечественных писателей, кто развил эзотерическую ветвь отечественной фантастики и мистический детектив. Его книги рассказывают о дальних странах и приключениях, шпионских войнах и тайнах истории. Общий тираж книг писателя превысил 10 миллионов экземпляров, а произведения были переведены на 38 языков мира.
Резник Марина Васильевна Источник
Еремей Парнов: Я гордился Советским Союзом
ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ
Замечательный писатель Еремей Парнов был ярким представителем научно-фантастической и приключенческой прозы, мастером исторического детектива. Его многочисленные произведения широко известны у нас в стране и за рубежом. Среди книг Е. Парнова, прочитанных старшим поколением ещё в юности, – знаменитая трилогия «Ларец Марии Медичи» (по этому роману снят часто демонстрируемый по телевидению фильм), «Третий глаз Шивы», «Александрийская гемма». Еремей Парнов был человеком энциклопедических знаний в самых разных областях – и в естественных науках, и в истории, этнографии, религии, оккультизме. Его книги – «Трон Люцифера», «Тайные письмена богов», «Проснись в Фамагусте», «Мальтийский жезл», «Властители и маги», биографические повести о Я. Райнисе, Э. Тельмане, Ш. Петефи – содержат массу сведений, основанных как на современных исследованиях, так и на кропотливом изучении древних источников.
В последнее время издательством «Терра» выпущены «Заговор против маршалов», «Кольца змеи», «Рок и ужас», 10-томное Собрание сочинений. Общий тираж книг Еремея Парнова, изданных за полвека его творческой деятельности, составляет многие миллионы экземпляров.Эрудит и несравненный знаток легенд, мифов и верований различных народов, Парнов был неутомимым путешественником, особенно его притягивала Южная и Центральная Азия, где он пробирался в малодоступные места Гималаев и Тибета. Во многих поездках ему помогало командировочное удостоверение «Литературной газеты», специальным корреспондентом которой он работал в конце 1970-х – начале 1980-х годов.
Е. Парнов избирался сопредседателем Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей СССР, президентом и вице-президентом Европейской и Всемирной ассоциаций научной фантастики.
В последние годы Еремей Парнов много и тяжело болел. Страшным ударом для него стала кончина жены – научного журналиста и писателя Елены Кнорре. Эта утрата лишила его последних сил.
Интервью, которое успела получить наш корреспондент, стало последним…
– Вы пришли в фантастику, когда и в ней и в науке ощущался явный расцвет. С чем он был связан?
– Тогда целая когорта писателей пришла в фантастику вместе с Ефремовым. Это было время, когда появилась его блистательная «Туманность Андромеды». Очень точно писал Борис Слуцкий: «Что-то физики в почёте. Что-то лирики в загоне». Ефремов говорил о беспредельных возможностях в покорении космоса. Книга вышла в момент запуска первого спутника. А раз спутник – значит, полетим в космос. Действительно, не прошло и четырёх лет, как это свершилось. Уже в 60-м году лично я в отличие от многих знал величайший секрет: кто такой Королёв. Я с ним встречался, и оказалось, что он с детства мечтал о Марсе и будет готовить такой полёт. Уже для полёта на Луну строил ракету, но она взорвалась. Американцы получили антипротон, то есть антивещество, антимиры. Мир расширился вдвое. Уотсон и Крик открыли двойную спираль ДНК. Сейчас, когда расшифрован геном человека, когда вопросы генетики становятся инженерными, не более, можно создать в принципе любое живое существо, излечить многие болезни.… Ещё 5–10 лет, и откроются фантастические перспективы. А тогда всё это только ожидалось. Особенно в нашей стране напор был такой, что наука процветала, несмотря на то, что Хрущёв продолжал покровительствовать Лысенко. Я же долго работал в науке. Помню, написал для «Юности» очень большой рассказ о молекулярной генетике, где, не упоминая мичуринскую биологию и Лысенко, рассказал о двойной спирали ДНК, о том, что врождённые болезни, например серповидную анемию, стало очень легко распознавать, что, по сути, можно увеличить количество хромосом в 2–3 раза и получить, например, фрукт в 2–3 раза больше. А это был конец 50-х годов. И вы не представляете, какой был резонанс! Но с другой стороны, посыпались проклятия…. Вот такая была атмосфера, и в ней фантастика заняла своё место. Кроме того, она ставила эксперимент: а что будет, если?.. Эту проблему ставили и Стругацкие, но они не касались науки, а изучали общество, социум. Я и мои товарищи, Миша Емцев, Толя Днепров (один из самых интересных научных фантастов, кстати, один из немногих, кто пришёл из науки – кандидат физико-математических наук), занимались атомными проблемами.
– Можно ли сказать, что научные фантасты в то время были пророками, провидцами?
– Да. Многое удавалось предвосхитить. Скажу о собственном опыте. Я тоже ставил вопрос «А что будет, если?..», но ставил его как учёный, а решал как писатель. И что мне удалось в этом смысле? Когда уже была сделана водородная бомба, писалось о кобальтовой бомбе – обычная атомная бомба в кобальтовой оболочке, а радиоактивный кобальт – смерть, которую повсюду разнесёт ветер (этот кошмар, к счастью, не осуществили, потому что Земля бы погибла, и учёные от этого отказались). И я подумал, что можно создать бомбу, которая даст мощный поток нейтронов без взрыва. Живую протоплазму она уничтожит, а вещи останутся целы. Написал в 1965 году маленькую повесть «Возвратите любовь», где назвал эту бомбу нейтронной и показал, как она будет работать. Даже нарисовал полигон для испытаний. Прошло ровно 13 лет, и о нейтронной бомбе заговорил весь мир. К тому времени я уже был президентом Европейской ассоциации научной фантастики, членом Союза писателей, и «Литературная газета» мне предложила написать о нейтронной бомбе. Я написал, что всего через 13 лет фантастика стала реальностью, но применение этого оружия станет ужасом для всего мира.
– Так, может, американцы у вас идею украли?
– Да нет, всё носилось в воздухе, как, например, другая идея – ядерная реакция в холодном исполнении – о ней до сих пор говорят, но пока она не реализована. Американцы издали книгу «За пять минут до полуночи», где говорилось о том, как фантасты предсказали атомный век. Идея была заброшена в 1916 году Уэллсом, который без характеристик описал самую мощную бомбу и назвал её атомной. В 1939-м, когда началась Вторая мировая война, Запад объявил мораторий на все публикации об атомной проблеме. Но вдруг в 1944-м, за несколько месяцев до первого испытания на ракетном полигоне «Белые пески» в Тринити-сайт, штат Невада, некто Картмилл публикует рассказ «Дедлайн» («Предельный срок») об атомной бомбе и называет факторы поражения: взрыв, ударная волна, тепловой удар и проникающая радиация, называет примерный радиус поражения и ещё ряд очень точных характеристик. И в журнал «Амазинг», где был опубликован этот научно-фантастический рассказ, приходят из ЦРУ и требуют объяснений. Картмилл показал опубликованные материалы, которыми он пользовался. До остального он дошёл своим умом. В моих произведениях я предсказал ещё ряд вещей, но они уже не были столь эффектны. Научная фантастика – полигон, на котором отрабатываются научные идеи. Она даёт возможность понять, как это может быть развёрнуто в обществе. О полёте на Луну в I веке писали ещё римляне, далее – Жюль Верн, Герберт Уэллс и т.д. И общество привыкало, что это возможно. И кого-то эта идея заражала. Как Фёдоров заразил своими идеями Циолковского. Хотя государство наше фантастику не любило и даже гнобило, мы очень подружились с космонавтами. И Гречко как-то сказал мне, что его поколение позвала в космос именно фантастика.
– В предисловии к вашей книге «Трон Люцифера», которая вышла в 1985 году, вы описываете ситуацию, очень похожую на сегодняшнюю.
– Собственно, всё назревало. Но у нас нельзя было об этом говорить. Кстати, с этой книгой связан и один из самых сильных «наездов» на меня. Она вышла в издательстве ЦК КПСС «Политиздат» колоссальным тиражом. И посыпались доносы… 70 штук!
– И в чём же вас обвиняли?
– Во-первых, в мистицизме, во-вторых, в масонстве, в-третьих, в жидомасонстве, клевете и т.п. Причём обвинения сыпались как справа, с почвеннической стороны, так и с материалистической, со стороны атеистов. Застрельщиком всего был некий Яковлев, доктор философских наук. Вдруг мне звонок из Союза писателей от оргсекретаря, генерал-лейтенанта НКВД. Сидел он с 47-го 8 лет, никого не выдал, ничего не подписал, потом был полностью реабилитирован, в общем, порядочный человек. Мы с ним не были даже знакомы, и вдруг он мне звонит и приглашает прийти. «Вы какую-то там книгу про дьявола написали? – Да. Если позволите, я вам подарю. – Буду очень благодарен. Много шуму наделал. Понимаешь, мне был из инстанции звонок (я понял, что из КГБ). Они книгой очень довольны, поскольку всё это и у нас назревает. Говорить об этом нельзя, но как-то людей надо подготовить. Довольны, но поддерживать не будут. – Но и сажать не будут?! – Да. – Вы знаете, меня так много били и за ту книгу и за эту, что я уже ничего не боюсь. Ну что мне сделают, беспартийному писателю?!» Он засмеялся и сказал: «Ну и держись!» Что происходит дальше. Вдруг мне звонят из МГК, секретарь или референт Ельцина: «Мы приглашаем вас принять участие в открытии памятника Тельману». А у меня в 1970 году вышел роман о нём «Секретный узник» в серии «Пламенные революционеры». С этим романом тоже были связаны очень большие неприятности в «Политиздате». Донос был такой, что, мол, не видно разницы между КПСС и национал-социалистической партией, между гестапо и НКВД. И там и там – одна система. И мы с женой очень волновались. Вдруг приходит мне письмо от Вальтера Ульбрихта. «Большое спасибо. Тельман был моим другом. Мне приятно, что вышло первое произведение в Советском Союзе, который он так любил… – и т.д.» Я тут же делаю ксерокс и несу в издательство. Через две недели в «Правде» положительная рецензия – целый подвал. О качестве книги ничего не говорится, больше о героизме Тельмана. В «Нойес Дойчланд» был разворот. Всё! Так вот, 1987 год, открытие памятника. На трибуне – весь синклит, даже страшно. Приходит Ельцин, тогда кандидат в члены Политбюро, секретарь МГК. Вдруг сзади шевеление – и появляется Горбачёв, за ним Лигачёв. Я стою. И представляют гостей: Хонеккер, первые чиновники ГДР, Берлина – и меня с ними знакомят. Я с ними поговорил по-немецки. Не знаю, поняли окружающие, кто я такой. Я и одет-то был.… Ну не как они. Однако во всех газетах напечатали снимки, где и я есть. Даже по телевидению показали. Иду назад, столкнулся с Лигачёвым: «Разрешите представиться! – Ну что вы, знаю, знаю. – Разрешите прислать мою книгу о Тельмане. – Пришли». После этого всё исчезло, как будто ничего и не было. Тут же второе, третье издание. Сейчас вот опять вспомнили.
– Вы в «Троне Люцифера» опять-таки выступили в роли провидца. Когда распадался СССР, сколько всплыло мути всякой!
– Я вам больше скажу. К сожалению, эта книга стала настольной для всякой мрази, которая гадает, предсказывает, порчи всякие снимает. Они выхватывают оттуда термины, цитаты, телевидение сплошь это повторяет. Цитируют бессовестно. У меня же потом был двухтомник «Властители и маги», где начиналось с Древнего Египта и кончалось нашими днями. Тогда как раз начали писать о башне Мерлина в Кремле, что у Ельцина появился какой-то астролог, всем составляет гороскопы, кстати сказать, генерал-майор КГБ Рогозин, он и сейчас иногда выступает – ну совершеннейший мистик. Им я и закончил книгу. Но когда я пишу о Калиостро или Сен-Жермене, то я показываю, что это, в общем-то, шарлатанство. А сейчас «выясняется», что Сен-Жермен бессмертен, его и в наше время «видели».
– Каково состояние фантастики на сегодняшний день?
– Такое же, как и науки. Я имею в виду, конечно, научную фантастику. Её у нас практически нет. Нет журналов, которые печатали раньше научную фантастику…
– Сейчас ко всему добавляется финансовый кризис. Мы падаем куда-то?
– Если министр образования говорит, что математика вредна, если вводится идиотский ЕГЭ, который никто не может понять, и, главное, формальность вытесняет знания, если фальсифицируется история… Тут некто заявил, что на самом деле Россия не потерпела поражения в войне с Японией. Просто мы рано закончили, а то бы… Допустим, взыграл ура-патриотизм, но когда вся древняя история называется выдумкой средневековых монахов… Несчастные учёные боятся говорить, что они думают, и только десятка отважных во главе с Гинзбургом, который уже ничего не боится, пишут письма. А недавно я видел на Евровидении, что европейское сообщество удвоило уже и без того большой фонд в защиту молодых учёных – с 560 до 950 миллионов евро. И это во время кризиса! Они считают, что вытянуть промышленность и экономику без науки невозможно. Мы же гнобим её, закрываем институты только для того, чтобы отнять здание и открыть там чёрт-те что. А нанотехнологии? Это же только сотое ответвление от физики и химии, маленький отросточек науки. И главное, что это направление невозможно развивать без математики и вообще без фундаментальных наук. Дела плохи, не говоря о том, что в обществе создаётся жутко нездоровая атмосфера. Я не касаюсь всего бреда, который идёт по телевидению. Но даже передачи, которые как бы научные… Вот рассказывали о воде… Двойной удар по моему сердцу, поскольку тема моей кандидатской диссертации – «Водные растворы неэлектролитов». О структуре воды я знаю больше не только их, но и академиков в других областях. Знаю, насколько сложна, насколько аномальна вода. Серебряная вода из церкви обеззараживает, это правда, но не более того. Но чтобы вода имела память?! И пошло-поехало. Недавно на первом канале опять бесовщина – «Плесень»! Просто позор. Ермольева получила Сталинскую премию за разработку советского пенициллина. Химически он ничем не отличался от американского, поскольку один и тот же грибок. Я знал Ермольеву. Пенициллины различались только уколом: наш был очень болезненным. Думаю, потому, что у нас тогда ещё не было чистого новокаина. Всё остальное было один к одному. А в фильме говорится, что наш был лучше. Наш народ привык верить печатному слову, не говоря уж о телевидении.… Ну что тут можно сказать? Мне это напомнило Салтыкова-Щедрина. Он сейчас самый актуальный писатель для нашего времени. «У них (он говорит о нас) было всё, как в самой просвещённой державе: юриспруденция, железные дороги, наука, книгопечатание. Но не как у других, а лучше». И ещё мне страшно нравится, как у него говорит один из градоначальников: «Дело в том, что наш народ в изумлении надо держать». А оболванивание начинается ещё в школе, и это не может быть случайным. Что с литературой в школе сделали! А газеты… Их же невозможно читать!
– Для своей книги «Атлас Гурагона» вы выбрали эпиграф из Экклезиаста. То есть уже всё было, и не раз, но мы выжили. Нет ли у вас рецепта на этот раз?
– Дело в том, что в России было так всегда. Во-первых, всегда возвращение, как на заезженной пластинке, и кроме того, размахи маятника: то в самую чёрную реакцию, то в либерализацию до предела. Потом всегда происходит либо революция, либо псевдо-революция, причём в основном сверху. Революцию Февральскую 17-го года я рассматриваю как революцию сверху. Весь Серебряный век – атака на монархию. Режим был отвратительный, но, по сравнению с тем, что наступило… Дай ей бог (монархии) и по сей день существовать, она бы эволюционировала и к 1926 году Россия догнала бы Америку – рост тогда был колоссальный. Какая ни была та Дума, а она была лучше нынешней – свободнее. А Пётр? Что бы о нём ни говорили – жестокий, ломал об колено, – великий государь. И то, что он в современность «вогнал» Россию, – полностью его заслуга. Где мы бы были сейчас?! Но какую реакцию это породило?! До сих пор проклинают, спорят… Дальше начались «бабьи» правления: Екатерина I, Елизавета, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна… Но пришла великая государыня либеральная – Екатерина II. Она готовит Конституцию, хочет ликвидировать крепостное право, хочет дать полные свободы дворянству и даёт их. А тут Французская революция! Страшно. И здесь – бунт Пугачёва. Страшно. Пришёл Николай – нужный для России государь, твёрдый, но слишком: влез, куда не надо, – проиграл войну. И опять качнуло в другую сторону – Александр II. Сделал великое дело – дал юриспруденцию – самую прогрессивную во всём мире, которая держалась до 17-го года. Веру Засулич оправдали – что тут говорить! А народовольцам либеральная Россия не нужна. И пошла «нечаевщина»… Так и идёт.
– И нас качнёт в другую сторону?
– Конечно. Я вообще не верю в гибель великого русского народа, великой страны. Мне не нравился режим, который был. Я не вступал в партию, но это было моё правительство, моя страна, и я старался ей служить, не пресмыкаясь. Как мог, существовал, где-то делал полезные дела, где-то меня мучили, уничтожали, где-то приподнимали – дали орден… Правда, с 70-летием меня ни Союз, ни журналы не поздравили. И только «Литературка» дала заметку с портретом. Всякое было… Я гордился Советским Союзом. Это был великий эксперимент, и разрушить его вот так… Он бы мог ещё существовать и существовать. Начали раздирать страну, которая могла бы быть эталоном будущего мира. А как измельчала литература и наука, так измельчали и политики – ничтожные люди, марионетки.
– Только у нас?
– В том-то и дело, что везде. А у нас… Печататься стало легко. Пришло общество потребления – деньги вышли на первый план. И то, что даже учёные скатились в шарлатанство ради денег, говорит о многом. Врачи, которые раньше были бесплатными, теперь без денег и шагу не сделают, преподаватели вузов стали брать взятки…Чего ждать дальше, когда в стране никто не говорит о таких вещах, как чувство собственного достоинства, совесть, – нет таких понятий. А как без этого можно существовать! А чтобы делать серьёзную научную фантастику, надо обладать определённым образованием, пониманием, опытом, про талант я не говорю, требуется и работа. Работа с источниками, документами, постоянное чтение… А зачем, когда так легко писать левой ногой?
– Есть ли свет в конце тоннеля?
– История России показывает, что маятник начинает раскачиваться, когда что-то выводит его из крайней точки, в данном случае – кризис. Уже все понимают, что надо что-то делать. Пойдёт в другую сторону наверняка – другого выхода нет. Великая страна, великий народ с великой культурой погибнуть не может – выход найдётся.
– Несколько слов о вашей работе в «Литературной газете»…
– В Кремле прошло собрание представителей всех творческих союзов. После этого «Литературная газета» получила от ЦК разрешение на три эксклюзивные должности: спецкор по западным странам, спецкор по контрпропаганде и спецкор по Востоку. По западным странам очень быстро нашли Бэлзу, на контрпропаганду взяли Иону Андронова, корреспондента в Америке, которого называли «беглец по помойкам», а с Востоком никак не получалось. Были специалисты, но писать не умели. А у меня «Боги Лотоса», «Третий глаз Шивы» и т.д. Я же ещё был корреспондентом «Правды» на трёх вьетнамских войнах. В общей сложности я провёл во Вьетнаме полтора года. И вот благодаря «Литературке» я побывал в интересных для себя странах. Имел счастье познакомиться с далай-ламой, что тогда и представить себе было невозможно. Встретился с ним в Монголии, подарил свою книгу о Тибете и взял интервью. А я же сердцем полностью за свободу Тибета, я – философский буддист, и поэтому статью написал в поддержку Тибета, против Китая. Меня попросили снять острые моменты и написать больше о его личности. Исправил, и в таком виде напечатали в «ЛГ».
– Еремей Иудович, нескромный вопрос: у вас никогда не было неприятностей из-за отчества?
– Бывали, конечно. Уже прошло несколько месяцев моей работы в «Литературке», и вдруг вызывают к начальству: «Слушай, да смени ты отчество!» Что касается имени «Иуда», то, как вы знаете, существовал не только Иуда Искариот. Родной брат Христа – Иуда, два апостола носили это имя, в Праге есть церковь святого Иуды (я там был). Я человек неверующий и с этой стороны за отчество не держусь, но от своего отца отказаться не могу никак.
Беседу вела Рогнеда СМИРНОВА Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий