3 февраля 2021 г.

Черный шихан. Зловещее пари

«Бабы кумыс болтают и сыр делают, а мужики только и знают – кумыс и чай пьют, баранину едят да на дудках играют. Гладкие все, весёлые, все лето празднуют. Народ совсем тёмный и по-русски не знают, а ласковый». Такой образ жизни вызывает невольную зависть у Пахома, который не может себе позволить «все лето праздновать». Толстой подчёркивает патриархальные отношения между башкирами. В образах башкир писатель стремился показать невинных детей природы, похожих на древних скифов Геродота» (Источник).

135 лет рассказу Льва Николаевича Толстого

«Много ли человеку земли нужно?» 


«Много ли человеку земли нужно?» (другие названия: «Сколько земли нужно человеку?», «Сколько человеку земли нужно») – рассказ (сказка, притча, нравственно-философская повесть) Льва Толстого, опубликованный в журнале «Русское богатство» от 5 апреля 1886 года.

В рассказе отражена тема краеведения. Основные события рассказа связаны с бытом и традициями башкирских кочевников. Ключевые слова рассказа: Самара, Волга, башкирцы, башкирская кочевка, кибитки, кумыс, баранина, чай, старейшина, шихан, лисья шапка.

Отдельно рассказ не издавался, входил в состав авторского сборника «Три сказки», напечатанного издательством «Посредник», куда вошли сказки о земле и труде крестьян-земледельцев –  «Зерно с куриное яйцо» и «Как чертенок краюшку выкупал».

Интерес к данному рассказу, небольшой крупинке в творчестве маститого графа-писателя, философа и нравственного ориентира, вызван не только юбилейной датой, но и его альтернативным, в сравнении с традиционным, ПроЧтением.


«Много ли человеку земли нужно?» повествует о крестьянине Пахоме, который, владея небольшим земельным наделом, мечтает, что если у него будет очень много земли, то не будет тесноты и распрей с соседями и ему, Пахому, сам черт не станет страшен: 

«Живет так Пахом, радуется. Всё бы хорошо, только стали мужики у Пахома хлеб и луга травить... И знает, что от тесноты, а не с умыслом делают мужики… Поссорился Пахом и с судьями и с соседями. Стали ему и красным петухом грозиться».

Здесь и далее текст рассказа по ссылке.

Не случайно, вскоре, появляется в доме Пахома купец, соблазняя его дальними, привольными, башкирскими землями, которые продаются по доступной цене. 

Пахом решает использовать возможность и осуществить свою мечту. Он отправляется на башкирскую кочёвку, в семи сутках пути, для того чтобы договориться и оформить сделку о купле-продаже земли. Такая сделка требует документа, но вот тут возникает препятствие, которое удивляет Пахома: 

«…сколько обойдёшь в день, то и твоё, а цена дню 1000 рублей…. Какой хочешь круг забирай, только до захода солнца приходи к тому месту, с какого взялся. Что обойдёшь, всё твоё».

Желая не упустить такого выгодного шанса, Пахом, в течение целого дня, с хлебом и баклажкой воды, очень плотно угостившись накануне, у гостеприимных хозяев, жирной бараниной и кумысом, отправляется в путь. 


Земля, которую башкиры показывают простаку Пахому, настолько хороша, что он, не заподозрив ничего плохого и не в силах справиться с соблазном обладания такой землёй, постепенно уходит очень далеко. Вскоре Пахом теряет ощущение времени, и под конец дня, уже вынужден именно бежать к тому шихану, с которого началось его судьбоносное пари. 


Многие часы ходьбы на жаре с минимумом еды и воды, волнение и долгий бег в гору, превращают  Пахома в загнанную лошадь.

«Идёт так Пахом, трудно ему, а всё прибавляет да прибавляет шагу. Шёл, шёл – всё ещё далеко; побежал рысью. Бросил поддёвку, сапоги, баклажку, шапку бросил, только скребку держит, ей попирается. «Ах, – думает, – позарился я, всё дело погубил, не добегу до заката». И ещё хуже ему от страха дух захватывает».

«Земли, – думает, – много, да приведёт ли Бог на ней жить. Ох, погубил я себя,– думает, – не добегу».


Не случайно шапка, на которую Пахом положил свои деньги, заключая зловещее пари, была именно лисья. Лиса – это народный символ хитрости. Вот почему Пахом, достигнув цели, словно загнанная лошадь, падает и тянется рукой к лисьей шапке. Он понял, что его обманули: 

«Пахом, видит – шапка. Перед шапкой сидит старшина, гогочет, руками за пузо держится. Вспомнил Пахом сон, ахнул, подкосились ноги, и упал он наперёд, руками до шапки достал».

Старейшина – это человек, летом носящий лисью шапку. Именно ему Пахом привёз, по совету купца, подарки, стоящие немалых денег, семидневного пути по доставке и которых кочевнику добыть очень сложно. Купец, умеющий торговать и торговаться, давая советы крестьянину Пахому, не всё ему рассказал.

Вот и старейшина смеётся над крестьянином-земледельцем. При этом Пахом, приехав на башкирское кочевье, хочет честной сделки, он не понимает меры земли «день», ему нужно закрепить только свой участок:

Амир Арсланов
«Лев Толстой в степях Башкирии». 1978 год

«Удивился Пахом.
– Да ведь это – говорит, – в день обойти, земли много будет.
Засмеялся старшина.
– Вся твоя! – говорит. – Только один уговор: если назад не придёшь в день к тому месту, с какого возьмёшься, пропали твои деньги».

Башкирские кочевники соблазнили «жадного» Пахома, слишком поздно понявшего, что он попал в ловушку. Фактически, ситуация описанная писателем в рассказе, это мошенничество.

Много земли нужно было не Пахому, а старейшине-кочевнику, который оттого гогочет, что он и не хотел её продавать.

По версии исследователей XVIII века,
слово «башҡорт», означает главного волка.
Перегруз.оЧКа

В рассказе «Много ли человеку земли нужно?» отражено впечатление от реального пребывания Льва Толстого в Самарских степях, от знакомства с бытом и традициями башкирских кочевников, а также увлечением трудами «отца истории» – Геродота.

Геродот (5 век до н.э.), древнегреческий историк, «отец истории», автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота – чрезвычайно важные источники по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современных Украины, России и Казахстана.

Геродот описал один из известных обычаев в народе тех далёких времён – передачу (акт купли-продажи) земли в собственность посредством обега или объезда территории на коне в течение определённого времени, от восхода до заката солнца.


Патриархальный быт кочевника не был столь привлекателен, как он романтически преподносится: 

«… любил рассуждать о том, как привольно жили башкиры в старину и как плохо живут теперь. Толстой сочувственно слушал эти рассказы и переживал, что стародавний патриархальный быт кочевника-скотовода и охотника постепенно вытесняется сохой и плугом мужика-земледельца».

«Гладкие все, весёлые, всё лето празднуют» кочевники только в сезон, когда земля даёт свой бесплатный урожай. С наступлением холодов кочевье становится утомительной и трудной борьбой за выживание. Сергей Аксаков писал, что башкиры «после жестокой, буранной зимы, отощалые, исхудалые, как зимние мухи, с первым весенним теплом, с первым подножным кормом», перетягиваются со своими стадами на привольные места» (источник).

Возделывание земли, выращивание хлеба, постройка жилья и т.д. требует определённых знаний, умений и навыков. В степной зоне, при наличии большого количества тепла и плодородных почв землевладельцы нередко испытывают отрицательное воздействие недостатка осадков и засухи. 


Степные кочевники не могли не знать о суровых морозных зимах (до -30-35°С) и жарком, сухом лете (до +28+37°С.). Торговля и денежное обращение, позволяли им вести более выгодный образ жизни. Общение с иноземцами и переселенцами, которые тоже кочевали, только не по степи, а от хозяйства к хозяйству, в результате определённых причин, было обоюдовыгодным. Но исследователи чаще описывают так:

«К башкирским землям потянулись хищные руки со всех концов России; резко усилился также наплыв переселенцев в Башкирию. Огромные земельные пространства сосредоточивались и в руках так называемых «арендаторов».

Имеются и письменные подтверждения интереса к «урывателям» башкирских земель». «Среди них – и жители Башкирии. Так, башкиры … из деревни Муратшино просили Толстого одолжить им зерна для семян» (источник).


Таким образом, трактовка смысла и назначения рассказа «Много ли человеку земли нужно?» может быть различной. Но в источниках она отражена однобоко и специфично. Вот ключевые слова и предложения, дающие общую картину этого смысла:

«… вакханалия расхищения башкирских земель и лесов дали Толстому материал для рассказов «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно».

«Морализирование заключено, конечно, в заголовке: предполагается, что на поставленный в нем вопрос ответ даётся в конце: «Поднял работник скрепку, выкопал Пахому могилу, ровно насколько он от ног до головы захватил три аршина, и закопал его».

«Смерть Пахома, наступившая вследствие его жадности, трактуется Толстым как божья кара, как сбывшийся страшный сон, который он видел накануне рокового дня».

«Башкиры же выступают как народ приветливый, гостеприимный, беспечный в отношении к материальным благам. Это настоящие «христиане» по образу жизни – они веселы, спокойны, простодушны. Пахом – русский крестьянин, православный, но жадный – противопоставлен им».


«Угощал и спаивал их вином. Здесь Толстой разоблачает мошеннические приёмы ловких людей, «дельцов», за подарки, чай и вино разбазаривавших природные богатства Башкирии».

«Мораль этого рассказа … стремление нашего крестьянства к произвольному захвату чужой земли, с чем правительство борется уже давно».

«… как проявляется жадность «хозяйственного мужичка» вроде изображённого здесь Пахома».

«… разоблачает алчность кулака Пахома». 

«… дешёвая распродажа башкирских земель достигла своего апогея».

«… земли продавались по баснословно низким ценам».

«… разнузданное расхищение природных богатств, разорение коренного населения Башкирии».

«урыватели» башкирских земель».

Цифры для сравнения к цитатам о «дешёвой распродаже башкирских земель» в 1000 рублей за день:
⟴ примерно в это время, крестьянский оборок составлял 9 рублей в год.
⟴ средний курс лечения в кумысолечебнице составлял 80 рублей.
⟴ одна бутылка кумыса стоила 15 копеек.

«Разгорелись глаза у Пахома: земля вся ковыльная, ровная как ладонь, 
черная как мак, а где лощинка — так разнотравье, трава по груди»

Основной источник:
Рахимкулов Мурат. «Край здесь прекрасный…» Лев Толстой и Башкирия (к 190-летию писателя) : [статья из трёх частей] / Мурат Рахимкулов //Журнальный мир.
Окончание (подробное рассмотрение рассказа).


Статья подготовлена с использованием фонда ЦГДБ им. Ш. А. Худайбердина и по ресурсам сети Интернет.
Картинки из открытых источников. Носят иллюстративный характер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий