26 мая 2025 г.

Личная жизнь классиков: истории о странностях и безумствах великих писателей

Портреты литературных классиков в школьном кабинете запомнились многим: холеный барственный Тургенев, ироничный интеллигент Чехов в пенсне, бородатый патриарх Толстой…

Со школьной скамьи образы писателей цементируются в памяти такими, какими запомнились на этих портретах, и краткие биографические справки от учителя литературы зачастую не позволяют разглядеть за литературным наследием и гипсовыми бюстами живых людей с личными драмами, причудливыми привычками и необычными, а порой и шокирующими поступками. А ведь именно слабости, курьезные ситуации, ошибки и странности и превращают те самые портреты из кабинета литературы в людей — мятущихся, сомневающихся, бросающихся очертя голову в новые отношения, авантюры и совершающих неожиданные и странные поступки.

Для тех, кто пока не нашел времени прочитать биографии великих классиков мировой литературы или не любит биографии как жанр, небольшая подборках любопытных историй о знаменитых писателях. Дворяне во всём мире зачастую ставили на кон имения, рабов и состояния — таков был образ жизни аристократов издавна.

Например, Лев Толстой в юности проиграл в карты отчий дом в буквальном смысле (здание разобрали и увезли в имение более везучего соперника по игре), Достоевский был очень азартен, и это принесло ему немало неприятных минут в жизни, хоть и стало источником и причиной появления на свет повести «Игрок».
Фёдор Достоевский. Игрок.

Но был среди наших классиков и любимец фортуны — Николай Некрасов . Страсть к азартным играм была в роду у Некрасовых: отец и дед писателя проигрывали своих крепостных тысячами, но сам Николай Андреевич, в юности испытавший нищету после ссоры с отцом, играл с холодной головой и только на заранее отложенные на игру деньги.

Однажды поэт играл в карты в Английском клубе и, выиграв большую сумму денег у придворного генерал-адъютанта Адлерберга, приобрел усадьбу Карабиха. Но по словам некоторых знакомых Некрасова, игра в карты принесла ему не только крупные суммы денег, но и жену.

О жизни Зинаиды Николаевны Некрасовой (до знакомства с поэтом Феклы Анисимовны Викторовой) нет точных сведений, а имеющиеся весьма противоречивы, и одна из версий знакомства пары такова: Некрасову понравилась молодая девушка, находившаяся в то время на содержании у богатого купца, и во время одной из карточных игр купец предложил молодую особу в качестве ставки на кон. Таким образом Некрасов получил возможность ближе познакомиться с девушкой, после чего ввел ее в свет, дал новое имя Зинаида, а после женился.

Впрочем, весьма вероятно, что эта история входит в число многочисленных сплетен и слухов о поэте, которыми обросла жизнь Некрасова в Петербурге, особенно после многолетнего ничуть не скрываемого сожительства в доме приятеля и соратника по «Современнику» Панаева с его женой Авдотьей. Это стало одной из пикантных тем светской болтовни в гостиных Петербурга и послужило источником карикатур и эпиграмм в литературной среде столицы. Некрасов был так увлечен своей деятельностью в «Современнике» и литературным творчеством, что позволял себе роскошь не обращать внимания на разговоры и кривотолки, справедливо рассудив, что главным его наследием станут стихи и журнал, а не репутация шулера, участника любовного треугольника и сплетни о том, что он выиграл будущую супругу в карты. Так и случилось, и разбираться в хитросплетениях жизни автора «Кому на Руси жить хорошо» сложно даже исследователям жизни и творчества поэта, так что преферанс с необычной ставкой так и остается неподтвержденным, что мешает ему фигурировать в воспоминаниях современников и дневниках.
Николай Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Есть еще одна известная история с бывшей содержанкой, ставшей постоянной спутницей великого писателя — это отношения Виктора Гюго и Жюльетты Друэ. Жюльетта была девушкой «из народа», актрисой и куртизанкой. В пору знакомства с Гюго девушка находилась на содержании у князя Сан-Донато Анатолия Демидова, одного из уральских заводчиков, ведущего роскошный светский образ жизни в Европе и купившего титул у тосканского аристократа.

Актриса, познакомившись со знаменитым писателем, оставила своего богатого покровителя и с головой окунулась в роль музы и восторженной поклонницы великого романиста. Гюго, осведомленный о том, что его новая подруга является дамой полусвета, вскоре настоял на том, чтобы Друэ оставила образ жизни куртизанки и посвятила свое время лишь ему, что означало фактически бедность для женщины, единственным источником дохода которой были деньги, полученные от поклонников и любовников. Друэ третировали кредиторы, требовавшие расплатиться с долгами, и она вынуждена была заложить в ломбард даже свои наряды. Гюго ревновал Жюльетту, требовал от нее затворнического образа жизни, контролировал траты и стал для нее единственным мужчиной на долгие годы (отношения их продлились почти 50 лет).

После смерти жены писателя Жюльетта Друэ переехала в дом Гюго и хоть и не стала его второй официальной супругой, тем не менее выступала в роли хозяйки дома, продолжая переписывать его рукописи, принимая гостей и наблюдая за многочисленными интрижками писателя. Виктор Гюго и сам однажды примерил на себя роль затворника. Работая над «Собором Парижской Богоматери» , писатель выбрал необычный способ для концентрации и самодисциплины: он остриг себе половину головы и половину бороды, чтобы не выходить из дома и сосредоточиться на романе. Гюго напряженно писал одно из самых известных своих произведений, запершись в доме на всё время, пока отрастала шевелюра.
Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери.

Источником еще одного анекдота послужила дуэль Александра Дюма-отца . Знаменитый француз не только писал романы о галантной эпохе и авантюристах-мушкетерах, но и сам был склонен к рискованным поступкам. Дюма был страстным спорщиком и не стеснялся при этом в выражениях, из-за чего не раз участвовал в дуэлях. Самая известная дуэль писателя произошла в салоне у парижской дамы Вальдор, после нескольких неосторожных слов, брошенных в адрес соперника. Условия дуэли были довольно необычны: соперники разыграли жребий, вытаскивая из шляпы записки, в одной из которых было написано слово «смерть». 

Соперник Александра Дюма оказался счастливчиком, а вот писателю досталась роковая записка. Взяв пистолет, писатель вышел в соседнюю комнату и вскоре там раздался выстрел, а после в дверях показался живой и здоровый дуэлянт, объяснивший присутствующим всё одной фразой: «Я стрелял, но промахнулся». Ситуация мгновенно превратилась в анекдот, пересказываемый в светских салонах, а Дюма извинился перед своим соперником.
Александр Дюма. Три мушкетера.

Французские писатели знамениты своим остроумием, и еще одним примером стало экстравагантное путешествие Франсуа Рабле в Париж. Находясь в сложном финансовом положении, писатель не знал, чем оплатить свою поездку из Лиона в столицу, и нашел оригинальное решение своей проблемы: в номере гостиницы, где он остановился, Рабле оставил на видном месте три пакетика с надписями «Яд для короля», «Яд для королевы», «Яд для дофина». 

Хозяин гостиницы проинформировал о находке полицию, писателя схватили и под конвоем отправили в Париж на суд короля Франциска I, чтобы он решил судьбу государственного преступника, осмелившегося замыслить покушение на правителей государства. Франциск I оказывал покровительство многим ученым и поэтам, и когда к нему привели Рабле, с которым Его Величество был хорошо знаком, писатель при короле высыпал содержимое пакетиков в воду и выпил ее, яд оказался сахаром. Франциска позабавила эта история, и он оценил находчивость писателя так высоко, что оказал финансовую поддержку автору/
Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Эксцентричность знаменитого баснописца Ивана Крылова впечатляла не только современников, но и сегодня причуды классика достойны анекдотов. Среди знакомых у Ивана Андреевича была репутация обаятельного лентяя и обжоры, а неряшливость поэта была столь неистребимой, что он явился на прием к императрице в дырявом сапоге и грязной одежде. Крылова мало заботила собственная внешность и то впечатление, которое он производил на окружающих своим видом, а впечатление порой бывало неизгладимым. 

Так, под влиянием идей Руссо, Крылов решил попробовать испытать на себе жизнь первобытного человека в единении с природой. Приехав в деревню по приглашению Татищева и оставшись там на длительное время в отсутствие хозяев, Иван Андреевич разгуливал по округе в костюме Адама, нестриженый, с бородой и отросшими ногтями, и в таком виде напугал местных крестьян, принявших его за лешего. Вернувшиеся хозяева застали своего знаменитого гостя в таком обличье, на что Крылов сообщил Татищеву следующее: «Не бойся, я с ума не сошел, но подумать всякий это может; мне хотелось попробовать, каков человек в первобытном состоянии; не красив, нечего сказать; я отрастил волосы, усы, вообще все волосы и ногти на руках и ногах; как-то неловко, но надобно надеяться, что Адам покрасивее меня был». 

Широко известен анекдот о том, как Иван Андреевич вслух размышлял о приглашении на бал-маскарад и о том, в каком костюме туда явиться, на что получил остроумный, хоть и бестактный совет от одной дамы: «А вы бы помылись, побрились, оделись бы чистенько, вас никто бы не узнал».
Иван Крылов. Басни.

Похождения бравого писателя Ярослава Гашека и его жизнь достойны отдельной статьи, ведь знаменитый автор историй о Швейке прослыл баламутом и мистификатором уже в молодом возрасте. Устроившись работать в журнал «Мир животных», Гашек не смог удержаться от веселых провокаций и не ограничился рассказами о крокодилах, жирафах и прочих экзотических для Чехии животных: пользуясь правом творческого человека, писатель опубликовал немало сенсационных описаний о неизвестных науке животных, которых он сам и придумал, как, например, шестнадцатикрылую муху. 

Рассказ Гашека о доисторической блохе был перепечатан в научном издании, что вызвало скандал, а после публикации интереснейшей статьи о том, что археологи обнаружили скелет древнего «идиотозавра», учредители выгнали своего креативного редактора и завершили карьеру Гашека-публициста. Но писатель не ограничился изобретением новых видов животных. 

Однажды ему пришла в голову мысль торговать собаками, ведь питомец – это лучший подарок любому человеку: охотнику, благородной даме, ребенку, фермеру. Дабы придать серьезности своему начинанию, Гашек назвал свое детище «Кинологическим институтом» и всячески рекламировал товар и предлагаемые услуги по дрессировке собак и пансиону на время отъезда хозяев. 

Под столь солидной вывеской изобретательный чех продавал своих «королевских аналостанок», а попросту – перекрашенных дворняжек, выдаваемых им за породистых псов. Как и редакторская карьера, торговля собаками не могла просуществовать длительное время, и Гашек оказался на скамье подсудимых вместе с супругой (предприятие было оформлено на ее имя), что лишь подстегнуло желание Ярмилы (первой жены писателя) расстаться с предприимчивым благоверным. 

Авантюра с фальшивыми родословными собак дворянской породы подробно и с присущим писателю юмором описана в его рассказе «Как я торговал собаками». Слухами обросла и вторая женитьба Гашека: вернувшись в Прагу после участия в гражданской войне на территории бывшей Российской империи и побывав в Татарстане, Омске и Красноярске, писатель привез русскую жену, на которую соседи и знакомые поглядывали с сочувствием, так как считали женщину военным трофеем бравого Ярослава. 

Поговаривали, что Гашек собственноручно отправил на тот свет отца будущей жены и остальных ее родственников, а в некоторых официальных документах дочь уфимского сапожника Шура фигурирует как княжна Львова. Между прочим, из-за того, что его первый брак не был официально расторгнут, Гашека обвиняли в двоеженстве, но доказать не смогли из-за отсутствия дипломатических отношений между Чехословакией и РСФСР (не было документа, подтверждающего регистрацию второго брака). Тем не менее именно с непризнанной официально второй женой Александрой Гашек прожил остаток своей жизни.
Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка.

Великий американец Марк Твен прославился не только своим литературным талантом, но и живым интересом к научным изобретениям и их авторам. Твен был близко знаком с Томасом Эдисоном и Николой Теслой. С Теслой они проводили много времени в обсуждениях экспериментов ученого и его новых идей, а смерть писателя в 1910 году стала для изобретателя сильным горем — потеря компаньона и лучшего друга потрясла Теслу настолько, что остаток жизни он провел в одиночестве, никто не смог заменить ему общество Марка Твена. 

Но вот что не удавалось Твену, так это денежные инвестиции: писатель вложил большие деньги в новую печатную машинку, надеясь на прорыв в этой области, но изобретатель машинки за 14 лет не смог наладить производство и довести свое изобретение до ума, в то время как конкуренты не дремали и вывели на рынок недорогой и простой в использовании аналог. Стоит ли говорить, что вложения писателя не окупились. 

Еще одной попыткой разбогатеть на новейших изобретениях стало его вложение в протеиновый порошок Plasmon, его считали передовым средством борьбы с голодом, но в 1907 году компанию-производителя признали мошеннической и ликвидировали, а вложенные деньги писатель вернуть не смог. 

Но самое неудачное решение было принято Твеном, когда он отказал изобретателю Александру Беллу в финансовой поддержке нового устройства для передачи речи, мотивируя свой отказ предыдущими неудачными опытами в сфере технических разработок. Через несколько лет компания Белла превратилась в гиганта телекоммуникаций AT&T, а доступная телефонная связь позволила сделать качественный рывок в новое время. А в честь Марка Твена даже было названо экономическое понятие «эффект октября» или «эффект Марка Твена», благодаря знаменитой цитате неудачливого инвестора: «Октябрь — это один из особенно опасных месяцев для спекуляций акциями. Остальные — июль, январь, сентябрь, апрель, ноябрь, май, март, июнь, декабрь, август и февраль».
Марк Твен. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. 

2 комментария: