Годы развитого социализма, не было компьютеров и интернета, не было еще «видюшников», пейджеров и сотовых телефонов, и даже цветные телевизоры дома были не у всех. Но мы были счастливы, потому что у нас были книги Кира Булычева, Владислава Крапивина, Анатолия Рыбакова и, конечно, Вениамина Каверина «Два капитана», а также энное количество раз просмотренный фильм с одноименным названием.
Вениамин Каверин. «Два капитана»

Горе было тому, кто в классе или в дворовой компании признавался, что он не читал про двух капитанов — его статус безжалостно и безоговорочно понижался. Мы дружно переживали за Саньку Григорьева и так же дружно ненавидели подлого Ромашку, радовались найденным следам экспедиции капитана Татаринова.
Мальчишки мечтали стать летчиками и покорителями обоих полюсов — Северного и Южного, причем такие мечты передавались буквально из поколения в поколение. Кстати, найти и прочитать книгу было почти нереально: в библиотеке она была всё время «на руках», счастливых обладателей собственной было очень мало, а эпоха электронных книг еще не наступила.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» — это был девиз, которым тогда вдохновлялись и руководствовались.
Роман «Два капитана» был написан в 1938–1944 годах и, естественно, отразил многие громкие события, происходившие на самом деле в те годы. Да и у героев книги были реальные прототипы. В середине 30-х годов в санатории под Ленинградом Вениамин Каверин познакомился с молодым ученым-генетиком и физиологом Михаилом Лобашевым. Рассказы Лобашева о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как ему удалось поступить в университет, стать ученым, многие черты его характера заинтересовали писателя, подали ему идею для романа и послужили прообразом Сани Григорьева.
Еще одним прототипом главного героя стал военный летчик Самуил Клебанов, героически погибший в 1942 году при выполнении боевого задания. В предвоенные годы он был шеф-пилотом Северного управления Аэрофлота, тогда же познакомился с Кавериным и посвятил его в тайны летного мастерства.

В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока» под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна» под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес» с участием Владимира Русанова. Эта экспедиция и послужила исторической основой для книги «Два капитана». Экспедиция на шхуне «Св. Мария» в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны», а внешность, характер и взгляды капитана Ивана Львовича Татаринова роднят его с Георгием Седовым.
Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова. Судьба персонажа романа, штурмана «Св. Марии» Ивана Климова, перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова. Сцена с письмами в самом начале романа также напоминает реальность: когда Альбанов покидал «Святую Анну», у него были с собой письма от членов экспедиции, ни одно из которых не было доставлено.
Прототипом одного из самых отрицательных персонажей романа, Николая Антоновича Татаринова, двоюродного брата пропавшего капитана Ивана Татаринова, послужил директор Псковской гимназии, в которой учился Вениамин Каверин, — Артур Генрихович Готлиб.

Для сведения: в 2023 году в издательстве «КоЛибри» вышла книга Валериана Альбанова и Александра Конрада «Тайна пропавшей экспедиции. Затерянные во льдах», основой для которой послужили самые настоящие дневники штурмана Альбанова и матроса Конрада — двух выживших участников полярной экспедиции Брусилова 1912–1914 годов на «Св. Анне». Только двое из группы в 11 человек, которые решили покинуть корабль и добираться до Земли Франца-Иосифа пешком, спаслись, дошли до места назначения. Книга очень интересная, читается с неослабевающим вниманием.

Эрнст Кренкель. «RAEM — мои позывные»
«Моя жизнь начиналась на разломе эпох. Появись я на свет пятьюдесятью годами раньше, не знаю, кто бы из меня получился. Но “разлом эпох” сделал свое дело, и я стал счастливым человеком. Случайное и закономерное переплелось в моей жизни». Так начинается книга — «RAEM — мои позывные» .
Автор которой — Эрнст Теодорович Кренкель — советский полярник, профессиональный радист, участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» («СП») и многих других арктических экспедиций. Он принимал участие в экспедициях на ледокольном пароходе (именно так: не ледоколе!) «Георгий Седов» (1929), на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931), пароходах «Александр Сибиряков» (1932), «Челюскин» (1933–1934).
После гибели «Челюскина» он обеспечивал радиосвязь ледового лагеря О. Ю. Шмидта с материком. Позывной радиостанции «Челюскина» RAEM впоследствии был закреплен за Кренкелем в качестве его личного радиолюбительского позывного. На его долю выпало немало сложных и опасных экспедиций, был он и свидетелем многочисленных трагедий, разыгравшихся в Арктике, о которых написал в своей книге.
Так, в 1928 году там произошла катастрофа, всколыхнувшая всё человечество. Потерпел аварию дирижабль «Италия» под командованием Умберто Нобиле. Спасение участников экспедиции Нобиле стало международным делом. В нём участвовали и советские полярники. На поиски пострадавших вышли советские ледоколы «Красин», «Малыгин» и (это известно гораздо меньше) «Седов».
Арктика знает немало трагедий, в которых смерть победила в результате разброда и разлада между людьми. Это самое страшное, когда расходятся мнения, образуются партии приверженцев того или иного варианта спасения. Грустная участь постигла американскую экспедицию на «Жанетте», погибшей в районе Новосибирских островов.
Незадолго до революции произошла трагедия с экипажем затертой во льдах «Святой Анны», когда штурман Альбанов покинул корабль и отправился в тяжелейший двухсоткилометровый поход на юг, к Земле Франца-Иосифа. Самая страшная судьба выпала на долю дирижаблистов. И о ней тоже рассказал в своей книге Кренкель.

Дирижабль «СССР-В-6» вылетел из Москвы вечером 5 февраля 1938 года. Он пошел в полет по маршруту Москва-Мурманск, чтобы, испытав на этом участке материальную часть и приборы, отправиться затем к льдине, на которой находилась первая в мире дрейфующая станция «СП» и автор книги, радист Эрнст Кренкель. Полету придавали большое значение. Провожал аэронавтов Анастас Иванович Микоян. В свете прожекторов дирижабль оторвался от земли и ушел в ночь и метель.
Днем 6 февраля, благополучно пройдя Петрозаводск и Кемь, дирижабль двигался к Кандалакше. Он шел слепым полетом через плотную завесу сильнейшего снегопада. Из района станции Жемчужная, в 59 километрах от Кандалакши, пришла последняя радиограмма о благополучном ходе полета.
В 18 часов 56 минут радиостанция дирижабля замолчала, а через час — тревожные сообщения местных жителей: в районе станции Белое произошел страшнейший взрыв. Дирижабль врезался в гору. Местным лыжникам, поспешившим на помощь потерпевшим, открылась зловещая картина: израненный лес, согнутый остов дирижабля, разбросанные части воздушного корабля, обгоревшие моторы, оборудование, продукты, выжженная растительность, трупы погибших, а у костра, на куске оболочки, шестеро живых из девятнадцати членов экипажа. Фосфорные шашки, бензин и вытекающий из оболочки водород за какие-то мгновения превратили дирижабль в груду искореженных обугленных обломков. Это было особенно страшно, так как ничто не предвещало катастрофы. Казалось, был проверен и взвешен каждый шаг.
В Мурманске воздухоплавателей ждало завезенное туда горючее. Пополнив баки, дирижабль должен был отправиться прямо к берегам Гренландии, где дрейфовала льдина станции «СП». Экипаж корабля отобран из лучших специалистов, подъем и посадка кабины тщательно отрепетированы. И вот — страшная трагедия… В Москве, на Новодевичьем кладбище, в стене старого монастыря покоятся урны с прахом тринадцати аэронавтов: Н. С. Гудованцева, И. В. Панькова, С. В. Демина, В. Г. Лянгузова, Т. С. Кулагина, А. А. Ритсланда, Г. Н. Мячкова, Н. А. Конюшина, К. А. Шмелькова, М. В. Никитина, Н. Н. Кондрашова, В. Д. Чернова, Д. И. Градуса. Имена этих людей, погибших при исполнении служебного долга, должны знать и помнить.

Историю этого трагического полета для спасения членов Северной полярной экспедиции в феврале 1938 года, ныне забытого, еще перед войной, в том же 1938 году, в своей поэме «Мурманские дневники» описал Константин Симонов . Многие ли знают об этой поэме? А между тем она производит неизгладимое впечатление — до дрожи, до мурашек…
Александр Казанцев. «Пылающий остров»
30 июня 1908 года около 7 часов утра по местному времени в бассейне реки Подкаменная Тунгуска (Енисейская губерния Российской империи, ныне — Красноярский край) произошла загадочная катастрофа. На большой территории Восточной Сибири было видно движение с юго-востока на северо-запад яркого болида c пылевым следом, сохранявшимся в течение нескольких часов, которое закончилось мощным взрывом над незаселенным районом тайги.
Звук взрыва был слышен на расстоянии более 1000 км, взрывную волну зафиксировали сейсмографы по всему миру. А в 1940–1941 году один из первых советских фантастов, Александр Казанцев, опубликовал свой первый роман «Пылающий остров» , в котором предложил свою гипотезу произошедшего.
Но еще раньше него, в 1937 году была опубликована повесть журналиста и писателя Мануила Семенова «Пленники Земли», в которой впервые тунгусский феномен связывался с посадкой инопланетного (марсианского) космического корабля.
«Земля Санникова»
История о Земле Санникова в Северном Ледовитом океане — легенда о мнимом острове-призраке, возникшая в 19 веке. Впервые о некой «тверди земной и ледяных горах» заговорил видный в то время купец Яков Санников, а произошло это в 1810 году. Остров-признак, по его мнению, должен был находиться севернее Новосибирских островов.
Легенда о возможном материке на севере не давала покоя долгие десятилетия многим исследователям. Но на практике реализовать еще одни поиски удалось лишь в 1880-е гг. ученому-геологу Эдуарду Васильевичу Толлю. Приблизившись к призрачной земле, арктический исследователь записал в свой дневник: «На горизонте ясно. На северо-востоке четко просматриваются контуры 4-х столовых гор, которые плавно соединяются с низменной землей. Предположение Санникова об острове полностью подтверждается.
Мы можем нанести на карту линию, указав в этом месте, что это и есть искомая “Земля Санникова”». С этого момента и появился остров Санникова на карте Российской империи с четкими координатами. Странности с открытием новой земли начались уже в следующие годы после открытия и нанесения на карту острова.
.jpeg)
В 1893 году норвежский исследователь и основатель физической океанографии Фритьоф Нансен, проходя на своем судне вблизи тех самых координат острова, вдруг обнаружил, что никакой земли согласно карте нет.
После случившегося Российский императорский двор выделяет огромные по тем временам средства (240 тыс. рублей) еще на одну русскую экспедицию к северным островам. В команде были ученые самых разных направлений: геологи, полярники, географы, зоологи, гидрографы, гидрологи, магнитологи, минералоги, картографы. Все они должны были подтвердить наличие Земли Санникова, чтобы развеять сомнения. Долгие приготовления, отправка команды, сам путь путешественников — многие следили за деталями экспедиции.
Но в сентябре 1902 года вся группа Эдуарда Толля пропала без вести. Уже через год, в 1903 году, под руководством лейтенанта Колчака была отправлена поисковая группа на место пропажи исследователей. Обнаружив последние следы стоянки команды Толля на острове Беннетта, Колчак нашел дневники Эдуарда Толля. Доподлинно неизвестно, что же на самом деле случилось с командой. Найденные дневники Толля были переданы его вдове — согласно завещанию самого исследователя.
В советское время многочисленные поиски таинственного острова продолжились, но ничего кроме океанских льдов найдено там не было. Окончательно было подтверждено, что земли Санникова на самом деле не существует. А призрачный остров — это не что иное, как ископаемый лед. То есть остров представляет собой не скальные породы, а всего лишь льды из вечной мерзлоты, которые периодически полностью тают. Точно так же случалось и со многими другими северными островами — они то появлялись, то исчезали.
Владимир Обручев. «Земля Санникова»
А Владимир Афанасьевич Обручев , русский и советский ученый, писатель-фантаст и популяризатор науки, широко известный геолог, историк геологии и горного дела, географ и путешественник, работавший в экспедиции на севере Якутии, вдохновился историей, услышанной от местных жителей о загадочной теплой земле, лежащей далеко в Ледовитом океане. Говорили, что именно туда каждый год отправляются стаи перелетных птиц, что именно там нашло себе приют исчезнувшее племя онкилонов. Так появилась очень интересная книга Владимира Обручева «Земля Санникова» . А экранизация с одноименным названием практически не имеет ничего общего с книгой.
Валентин Пикуль. «Реквием каравану PQ-17»
История гибели морских конвоев в годы второй мировой войны описана во многих произведениях. Но ярче и правдивее всех, на мой взгляд, получилось у Валентина Саввича Пикуля в романе «Реквием каравану PQ-17» .
Знаете ли вы, что такое «Ход конем»? Это смертельный приговор, который был вынесен немецким командованием полярному морскому конвою с помощью по ленд-лизу для СССР, вошедшим в историю под кодовым номером PQ-17.
.webp)
«По ночам в Атлантике, этой извечной колыбели флотов всего мира, жутко становилось иногда человеку… И чаще всего погибал человек в Атлантике самой худшей из всех смертей, которая зовется безвестной. Это не та общедоступная смерть, когда тебя подберут, накроют шинелью и уложат в братскую могилу. У этой смерти нет даже могилы…»
Это строки из «Реквиема каравану PQ-17». Просто мороз по коже и ком в горле… Чтобы написать эту книгу, автор изучил значительное количество документальных источников, знал не понаслышке, как обстояли дела на флоте во время войны, ведь он сам, будучи тогда еще юнгой, проходил службу на Северном флоте. Перед читателем разворачивается полная картина катастрофы: уничтожение группы судов, гибель экипажей.
Путь караванов в Россию лежал через арктические воды. Путь опасный, но самый короткий и уже проверенный. В составе этого каравана было 35 судов, которые направлялись из Рейкьявика в Мурманск и везли более 150000 тонн груза. На борту кораблей были автомобили, самолеты, танки. Всё это предназначалось для Красной армии во время наиболее тяжелых боев.
Британское Адмиралтейство, на которое была возложена задача сохранения конвоя, отозвала корабли и самолеты охранения, а суда рассредоточила. Причины этого решения и сегодня вызывают дискуссии историков. Результатом же стало практически полное уничтожение транспортов союзников с воздуха силами Люфтваффе и «Волчьими стаями Деница» из-под воды, а подоспевший немецкий линкор «Тирпиц», вышедший из норвежских фиордов, завершил разгром конвоя… Сколько из них дошло до пункта назначения? Читайте книгу, в которой автор отдал дань памяти и уважения реальным героям: советским, британским, американским летчикам и морякам, проявившим мужество и героизм.
«Высшей категории трудности»
В начале 21 века вдруг снова заговорили о трагедии, произошедшей на Перевале Дятлова в далеком 1959 году. Наверное, ни одна телепередача, ни одно ток-шоу не обошло стороной эту тему. В 2000 году вышла в свет книга Анны Матвеевой «Перевал Дятлова, или Тайна девяти»..webp)
.webp)
Анна Матвеева. «Перевал Дятлова, или Тайна девяти»
Эта книга стала еще одной попыткой разгадать тайну катастрофы, в которой погибла группа из девяти туристов под руководством Игоря Дятлова, совершавшая лыжный поход по Северному Уралу. Они погибли в полном составе (единственный выживший участник похода, Юрий Юдин, сошел с маршрута по болезни 28 января).
По результатам официального расследования, происшествие было признано несчастным случаем, вызванным стихийной силой. Однако из-за отсутствия точных сведений об обстоятельствах гибели группы журналистами-исследователями было создано множество альтернативных версий причин происшествия, которые до настоящего времени продолжают привлекать внимание публики.
Неудовлетворенность родственников погибших и общественности привела к проверке уголовного дела шестидесятилетней давности Генеральной прокуратурой России с целью уточнения причин гибели туристов.
Но еще в 1966 году Юрий Яровой , молодой уральский геолог, инженер, журналист, писатель, работавший корреспондентом Свердловской молодежной газеты «На смену», заведующим отделом в журнале «Уральский следопыт» и автор фантастических произведений написал повесть «Высшей категории трудности» , основой для сюжета которой послужила гибель тургруппы Дятлова. Время событий повести — 1962 год.
.webp)
В ней он изложил еще одну версию событий, при этом по-своему интерпретируя известные на тот момент факты, ведь он сам был в составе одной из поисковых групп, разыскивавших пропавших туристов.
В 2016 году, спустя пятьдесят лет с момента первого издания, эта книга снова увидела свет. Конечно, она несет на себе отпечаток тех лет. И тем не менее ее всё равно будет интересно прочитать, особенно если вы любите загадочные истории.
.webp)
«Всем смертям назло…»
В шахте горел кабель. Огонь подбирался к трансформатору. Возможный взрыв грозил гибелью целому участку. Случайно оказавшийся рядом шахтер бросился к щитку и отключил его, получив удар током в шесть тысяч вольт. Теряя сознание, увидел, что кабель продолжает гореть, тогда ничего не оставалось делать, как накрыть его своим телом.
Он спас шахту и своих товарищей от верной гибели и чудом остался жив. Этим человеком был горный мастер Владислав Андреевич Титов . Случай произошел в 1960 году на шахте «Ханженково-Северная» Советского района города Макеевки. Какую же цену он заплатил за спасение своих товарищей от ужасной гибели?..
О дальнейшем Владислав Титов вспоминал: «На третьи или на четвертые сутки я очнулся в больничной палате. Первое, что я увидел, — это сидящую на стульчике рядом с моей койкой свою Риту. Ее не пускали в палату, ее просили уйти, когда она прорвалась, зачем, мол, тебе, двадцатилетней, видеть, как умирает человек.
Она не ушла, она верила, даже и тогда, когда никто не верил, когда подступала клиническая смерть, она умоляла, она требовала, она просила врачей сделать всё, чтобы спасти мне жизнь. Да, конечно, врачи делали всё возможное и невозможное, но увенчались бы их усилия успехом, не окажись в тот роковой час рядом со мной такого верного, преданного друга и жены, как Рита?»
В возрасте 26 лет Титову ампутировали обе руки. Полностью. В поисках нового места в жизни он научился писать карандашом, зажатым в зубах. Решил заняться литературной работой и стал профессиональным писателем. В своей первой повести «Всем смертям назло...» , опубликованной в 1975 году, бывший шахтер поведал всему миру о себе, о трагедии, произошедшей на шахте. Он рассказал о том, как нашел свое место в жизни, стал писателем, учился заново просто жить и постигать философское понятие счастья и нашел ответ на вопрос, в чём смысл жизни.
.webp)
Владислав Титов. «Всем смертям назло»
Он оставил нам несколько своих произведений. Был членом редколлегии журналов «Юность», «Радуга», «Донбасс», членом президиума областного Комитета защиты мира, членом Союза журналистов, депутатом Луганского городского совета народных депутатов. Скончался в 1987 году. В память о нём в Луганске, в той однокомнатной квартире, в которой он проживал с женой, лишившись обеих рук, и где написал свое самое известное произведение, в 1988 году был открыт мемориальный музей. Сохранился ли он?..
Сейчас, когда мы с вами 24 часа в сутки опутаны всемирной паутиной под названием Интернет, на каждую долю секунды приходит известие о какой-нибудь катастрофе: личной, техногенной, природной, военной, политической… Им несть числа, и от этого завтра уже никто не помнит, когда произошло то или иное событие, а от такого потока печальной статистики кажется, что мир просто спускается в бездну.
В веке 20-м еще не было интернета, и поэтому кажется, что катастрофы тогда случались крайне редко. Может, так и было, а может о них просто не сообщалось. Иногда катастрофу можно предотвратить (как поступил Владислав Титов, заплатив дорогую цену), иногда нет такой силы, чтобы ее остановить. Но что возможно — это не забывать о тех, благодаря кому последствия катастроф оказались не так ужасны. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий