Библиотеки мира

12 ноября 2021 г.

Занимательно ПроБиблиотеку. БиблиотекарShe

«Библиотекарша Лиля вела самую обычную жизнь, пока ее не пригласили протестировать новые локации модной компьютерной игры в режиме виртуальной реальности» («Фейри с Арбата. Гамбит»)


Начало становления профессии связано с именем Мелвила Дьюи, который продумал и организовал Библиотечную школу для подготовки женщин-библиотекарей. Так появились «библиотекарши».

В 1883 году М. Дьюи по приглашению президента Колумбийского колледжа в Нью-Йорке (ныне Колумбийский университет) возглавил библиотеку колледжа, в котором через 4 года открыл первую в истории Библиотечную школу. 

В первом наборе было всего 20 студентов, в том числе 17 женщин. Занятия посещали и библиотекари колледжа. В качестве преподавателей были приглашены издатели, библиотекари-практики. Лекции читал и сам Дьюи.

Школа имела успех, на второй год было подано 100 заявлений для поступления на обучение, но попечительский совет принял резолюцию о её закрытии и освобождении М. Дьюи от всех занимаемых постов. Это было связано с тем, что Дьюи предложил обучать профессии библиотекаря именно женщин, обосновав свою идею в статье «Библиотечное дело как профессия для женщин, окончивших колледжи» (источник). 


До того времени, как Дьюи предложил выделить библиотечную деятельность в отдельную профессию, в библиотеках работали только мужчины – философы, историки, математики, богословы, при этом их должность называлась библиотекарь (директор, заведующий библиотекой). Она была почётной и высокооплачиваемой.

Несмотря на протесты, обвинения в оскорблении библиотечного сообщества и закрытие Библиотечной школы, идеи Дьюи, в итоге, были воплощены. И по сей день, в библиотеках работают, преимущественно, женщины.  И это никак не связано с равноправием. 

Конец XIX – начало XX – это золотой век книгопечатания, расцвет журналистики и газетного дела. Печатное слово увеличивалось, как снежный ком, была выпущена огромная масса книг, журналов, газет, плакатов, открыток…и работать в библиотеке стало не столь привлекательно для учёных мужей, которые занимались изучением (чтением) книг, а не работой с ними. 

Появилась необходимость в кропотливой пыльной монотонной работе по расстановке документов на полках, систематизации, каталогизации, написанию и расстановке карточек, ведению учёта (инвентаризации), заполнению бланков, выдаче документов и сохранности фондов, поддержанию документов в чистоте и порядке. Вот таким нудным однообразным трудом и было решено обучать женщин, окончивших среднее профессиональное образование. Работа в библиотеке перестала быть престижной, стала малооплачиваемой, с низким социальным статусом. 

А ещё у библиотекарей появилась новая функция – образовательная, заключавшаяся в народном просвещении
«В провинциальном городишке лентяй-библиотекарь с лентяями из местного культотдела плюнули на работу, перестав заботиться о сколько-нибудь осмысленном снабжении рабочих книгами.
Один молодой рабочий, упорный человек, мечтающий об университете, отравлял библиотекарю существование, спрашивая у него советов о том, что ему читать. Библиотечная крыса, чтобы отвязаться, заявила, что сведения «обо всем решительно» имеются в словаре Брокгауза».
Эти американские идеи очень быстро ушли в мир, с особой рьяностью были реализованы в СССР и продолжены в современной России. 

Подробнее об этом читайте:

Рассадина, М. И. Библиотечное образование: ожидание перемен или время действий? / М. И. Рассадина // НТБ. – 2013. – № 10. – URL: http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2013/10/ntb_10_2_2013.pdf.

Столяров, Ю. Н. Столетие библиотечного образования в СНГ и республиках ближнего зарубежья – Ю. Н. Столяров // НТБ. – 2013. – № 12. – URL: http://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2013/12/ntb_12_1_2013.pdf.

Отдел комплектования и обработки 
Государственной публичной библиотеки 
Узбекской ССР имени А. Навои (1942).

Большой читальный зал 
Государственной публичной библиотеки 
Узбекской ССР имени А. Навои (1940-е).

В начале нового XX века, по инициативе Дьюи, было создано «Библиотечное бюро», призванное материально поддерживать библиотеки и библиотекарей за счёт коммерческой деятельности: производства и продажи предметов библиотечной техники, бланков, оборудования. Эта организация существует и в настоящее время в виде торговой фирмы Gaylord.

В возрасте 55 лет, беспокойный библиотекарь-математик-изобретатель Мелвил Дьюи, оставил все свои проекты и должности (12!), за исключением руководства созданной в 1910 году компании Lake Palsied Club в штате Нью-Йорк. 

Здесь, в живописном месте, был построен трёхэтажный дом с парком и стадионом, куда библиотекарям можно было купить путёвку на 24 дня. Очень скоро Lake Plasid Club приобрёл характер школы передового библиотечного опыта – каждые две недели у половины отдыхающих оканчивался срок отдыха, и в коллектив вливалась новая волна опыта и инноваций. 

Такие провокационные американские идеи в СССР и современной России не поддерживались.

Отдел формирования и организации библиотечных фондов 
Владимирской областной научной библиотеки (1969).

Коллектив Российской государственной детской библиотеки (1970).

Дополнительно читайте:

Мелвилл Дьюи – основатель библиотечной профессии : к 165-летию со дня рождения / Комитет по культуре Курской области, Курская областная научная библиотека имени Н. Н. Асеева, Информационно-библиографический отдел ; составитель И. Г. Шафоростова. – Курск : [б. и.], 2016. – 13 с. : ил. – URL: http://kurskonb.ru/our-book/dyui/files/assets/basic-html/page-1.html.

Сукиасян, Э. Р. Слово о Мелвиле Дьюи / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. – 2002. – № 5. – C. 115-123. – URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2002/5/f5_16.htm.


Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий