Году науки и технологий в РФ
20 лет назад, в октябре 2001 года, впервые в истории, был поднят со дня Баренцевого моря, затонувший 12 августа 2000 года, атомный подводный ракетоносный комплекс (атомная подводная лодка) «К–141 «Курск». При его подъёме, с глубины, были применены технические новинки и уникальная технология.
Глазами СМИ
«К–141 «Курск» и его экипаж, состоящий из 118 моряков-подводников, появились в сложный период полураспада/полуразвала СССР. 1990-е годы.
10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, АПРК вышел в Баренцево море на 3 дня, для выполнения учебно-боевого задания.
12 августа «Курск» был объявлен «аварийным».
13 августа АПЛ была обнаружена лежащей на глубине 108/110 метров.
В этот день, действующий президент и верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации, находился в отпуске в городе Сочи.
Судебно-медицинские исследования специалистов 111 Центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны РФ, показали, что моряки-подводники, погибли 12 августа между 19 и 22 часами. Специалисты заключили, что все находившиеся в 9-м отсеке живучести, задохнулись от отравления угарным газом, в течение 7-8 часов после катастрофы.
Согласно предоставленным НАТО выводам анализа гидроакустических сигналов, зафиксированных норвежской станцией ARCES, имели место два подводных взрыва.
14 августа для расследования причин катастрофы была создана комиссия и рабочие группы в различных научно-исследовательских организациях: ЦНИИ и НИЦ БТС Минобороны России, ЦНИИ «Гидроприбор», РНЦ «Прикладная химия», ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова, РФЯЦ ВНИИЭФ и других.
Организация и координация работ по эвакуации тел погибших и подъёму «К–141» была возложена на штаб из ведущих специалистов «ЦКБ МТ Рубин».
3 – 15 сентября было проведено детальное обследование «К–141» с участием спасательного судна «Михаил Рудницкий». В спасении уцелевших моряков-подводников, спасательное судно, участия не принимало.
24 сентября – 2 октября проведено детальное обследование с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» НИС «Академик Мстислав Келдыш».
«Миры» – уникальный исследовательский комплекс не имеющий аналогов. Они известны не только благодаря фильму «Титаник» (1999), но и благодаря тому, что во время трагических событий с АПЛ «Курск» в Баренцевом море, находились, с группой учёных, в Атлантическом океане, занимаясь исследованием и уникальными съёмками обломков корабля «Титаник» для документального фильма Дж. Кэмэрона «Призраки бездны» (на экраны вышел в 2003).
Особое место, в работах НИС «Академик Мстислав Келдыш», занимают подводно-технические работы государственной значимости – это ликвидация последствий аварий атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». В спасении уцелевших моряков-подводников, НИС, участия не принимало.
Операция по поднятию «К–141» официально стартовала 12 октября – спустя 2 месяца после затопления.
20 октября – 8 ноября обследование «К–141» проводилось подводными аппаратами и водолазами из Норвегии.
К началу операции по подъёму, собралось около 130 исследователей. Водолазные специалисты были собраны из разных стран: Россия, Норвегия, Америка, Великобритания, ЮАР.
Все этапы операции по подъёму «К–141» проводились в течение года. В ней были задействованы около 120 компаний из 20 государств. Все технические средства подъёма «Курска» размещались на барже «Giant 4». В разработке и поставке оборудования принимали участие Германия, Голландия, Норвегия.
Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей выполняли специалисты петербургского «Центра речевых технологий». > Отключиться. Упасть. Не двигаться.
Единственным СМИ, допущенным к съёмкам событий, была киностудия «Корона Фильм».
Ссылка на актуальную тему: «Коронавирус».
Документация о завершении операции подъёма, транспортировки и постановки «К–141» в ДОК, была подписана 22 октября 2001 года. Стоимость работ оценивалась в 65–130 млн долларов США.
Итоги уникальной технологии
18 версий трагедии, 190 экспертиз, 188 томов уголовного дела, 9 томов следственных и судебно-медицинских материалов, уникальные съёмки, фотографии, интервью конструкторов-разработчиков, воспоминания следователей и водолазов.
Причина аварии сформулирована комиссией как «внештатная ситуация на АПЛ».
Подробное освещение трагедии в мировых СМИ.
Был подготовлен и напечатан, тиражом в 10 экземпляров, уникальный подарочный «Фотоальбом «Курск».
Из разрушенного АПРК, в течение года, в море поступали загрязняющие окружающую среду вещества. Информация об ущербе для водных ресурсов отсутствует.
Беда сплотила народ России, потому что «всё равно нужны боевые корабли». Отношение к армии и науке изменилось в положительную сторону. Материальный и моральный статус офицера и учёного был повышен.
Гибель АПЛ «Курск» сделала многих героями: моряков, спасателей, водолазов, командиров, руководителей, журналистов, конструкторов.
АПЛ «Курск» вдохновил многих на творчество – сняты документальные фильмы, написаны стихи и песни.
Успешно проведённое учение увековечено в экспозиции «Экспедиция особого назначения».
Основные источники:
Документальный фильм. «Курск». Десять дней, которые потрясли мир – Россия 24.
Документальный фильм. Неудобная правда о гибели «Курска» / Редакция.
Картинки из открытых источников, носят иллюстративный характер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий